A A A A Автор Тема: Свет факела и мерцание гнилушки  (Прочитано 4452 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Свет факела и мерцание гнилушки
« : 30 января 2004, 03:00:00 »
Здравствуйте, Сергей от 25.01.2004 11:43

(См.: "Огни святого Эльма").

Стойкое чувство неудовлетворенности указывало мне на то, что данный мною ответ не полностью соответствует поставленному Вами вопросу. В одной из книг по психологии есть такая фраза:

"...В компетенцию психолога не входит оценка истинности того или иного мышления. Психолог, как представитель своей науки, не имеет оснований для того, чтобы утверждать, что приметы... или мнения... истины или ложны.

Хотя, будучи представителем своего общества и своей культуры, он, безусловно, разделяет общие установки и мнения. По мысли С. Л. Рубинштейна, дело психолога, в отличие от логика, не в описании самих по себе мыслей и установлении их истинности, а в описании процесса их порождения..."
[стр. 308].

И мне, по ее прочтении, показалось, что тема, затронутая в этой фразе и содержащаяся в Вашем вопросе, идентична. Может быть, именно это Вы и имели в виду.

Далее. К сожалению, Ваши вопросы страдают не только неточным изложением, но и тем, что скачут по смысловым контекстам. На это я обратил свое внимание тогда, когда прочел в этой же книге еще одно изречение о стереотипах:

"...стереотипы уже более не выглядят неким пороком, омрачающим человеческую природу. Скорее, это неизбежная сторона нашего когнитивного функционирования, которое только и позволяет нам как-то разобраться в окружающем нас разнообразии вещей. Стереотип - это следствие необходимой селективности..." [стр. 309].

И тут мне вдруг показалось, что я начал разбираться в том вопросе, который Вы пытались мне задать. Возможно, я и ошибаюсь. Тогда Вы постарайтесь обязательно уточнить, где и в чем я был не прав. Так вот. Поставленная Вами проблема действительно имеет место быть и даже более актуальна, чем может показаться на первый взгляд.

Далее. Именно на эту грань Вы и обратили внимание. Скажу более: я целиком и полностью разделяю Ваше недоумение по поводу того, что люди некоторых систем с легкостью берутся судить и улаживать любые вопросы не только без учета их сложности, но и своей компетентности.

Так же, как и Вы, я абсолютно убежден в том, что их мироощущение иначе как ловушкой и назвать-то нельзя, ибо это и есть самая настоящая коварная ловушка для ума. Это, конечно же, наше общее горе, но беда в том, что они обречены находиться в этой ловушке до конца своих дней, так как не осознают того, что они находятся именно в этой самой ловушке. А раз это так, то и вопросов по освобождению от пут, естественно, не возникает.

Им там хорошо, легко, комфортно, и они уже более ничего не хотят. Там, в тихом клишированном болоте все уже ясно, градуировано, определено. Они живут по закону пресловутого стереотипа. Даже те открытия, которые они делают, по сути являются фикцией, иллюзией, так как тоже входят составной частью в уже кем-то заранее организованный мир.

Фраза: "...Стереотип - это следствие необходимой селективности..." абсолютно полно и точно отвечает на все поставленные вопросы. Именно стереотип и является той самой ловушкой. А селективность отвечает на вопросы "кого?", "когда?" и "на чем?" следует завлечь, заманить, увлечь и, удерживая, оставить там навсегда.

Видите, это уже не порок, омрачающий человеческую природу. Это простая неизбежность, естественно возникающая на ниве нашего когнитивного функционирования. Оно только-то всего и может, что разбираться в окружающем нас разнообразии вещей. Скажу больше: еще и многообразии этих самых вещей.

В общем, то самое когнитивное функционирование сознания, о котором мы говорим, в силу своей линейности, логичности, последовательности и прерывистости способно отслеживать не более десяти процентов информационного потока объективной реальности.

Вы, видимо, это интуитивно почувствовали и вот, в результате, возник тот самый заглавный вопрос. Надеюсь, с этим понятно. Но для меня тут есть один нюанс. Как я уже говорил, задавать подобный вопрос человеку, находящемуся в ловушке стереотипа, абсолютно бесперспективно. Он не сможет Вам конструктивно на него ответить по определению.

Возможно, Вам показалось, что наша школа ни есть такая ловушка и именно поэтому Вы обратились к нам. Давайте разбираться. Как говорил Козьма Прутков: "Зри в корень". А корень этой темы я бы выразил следующими словами: "Кто в чем заинтересован?".

Что это значит? Это значит, что властвует тот, кто заказывает музыку своей идеи. Кто - кукловод, а кто - марионетка. В отношении нашей темы я бы этот вопрос перефразировал следующим образом. Если существует дилемма {человек-система}, то, на мой взгляд, правильно озаглавленная тема должна бы звучать так: "Человек для системы или система для человека?".

Очевидно, что если человек для системы, то значение его личности для нее ничтожна - со всеми вытекающими отсюда последствиями. На первый план выходит заглавная идея, а все остальное ей служит, изображая из себя этакий живой цитатник. И все данные ответы на любые поставленные вопросы есть не более, чем изречения их кормчего.

Мировоззрение таких рабов до безобразия примитивно. Их сознание ни есть горение огня, а всего лишь отблеск мерцающей гнилушки. Послушайте художественное выражение этой идеи. (Цитата из нашей книги "Знаки чистого листа"):

*****

"...нельзя замыкать сосуд своего счастья. Необходимо оставить его открытым - как живой источник - и напоить пленительной влагой весь мир. Лишь тогда он вновь наполнится чистой, свежей, ключевой водой.

Казалось, чего проще, - в голосе Старца послышались нотки неподдельной горечи, - но нет, не могут люди освободиться от комплексов, снедающих эго. Надели на любовь тяжелые оковы вожделений, а ключ повесили на свою собственную шею, не замечая, как гнетет он их, как давит и прижимает к земле измученное ложью тело.

Нет, не понимают этого, бредя по дороге жизни, неся свой крест на своих же плечах. Ползут из последних сил, обливаясь потом и кровью, срывая ногти с рук и кожу с колен, страшно хрипя и выпучив от напряжения глаза. Куда они идут??? - взгляд Наставника был устремлен вдаль.

Стефан ощутил - Учитель действительно видит эту толпу безликих, сонно бредущих существ. А Старец тем временем продолжал говорить, смотря в никуда:

- Остановитесь! Ототрите пот с лиц, осмотритесь, увидьте это все со стороны, осознайте бессмысленность своих движений! И когда туман напряжения спадет, когда пелена лжи сползет с глаз, то вы вдруг поймете, что шли совсем не туда, что прошлый путь - был путь на Голгофу, на тяжкие муки, что впереди вас ждала безысходность. Причем именно всех - скопом: и стадо, и погонщиков.

Как слепцы, связанные одной веревкой, вы медленно, но верно шли к своей гибели, вы уже были одной ногой в пропасти: чувствуете холод могилы? Слышите зловещую тишину, которую не нарушают даже срывающиеся в пропасть из-под ног камни?

Нет! Не слышно. Не слышно и не видно зловещих признаков - не воспринимаются людьми таинственные знаки жизни, предупреждения природы.

Людей? - голос старика застыл. - Но разве это уже люди? Разве "это" произвела на свет мать-Земля? Уродливая гримаса вампира - разве это улыбка? Остекленелые, невидящие глаза сомнамбулы - разве это взгляд? Скрюченные пальцы, сжатые в кулак - разве это длань? Ужасный, содрогающий рык - разве это пение? И все это в ритме, в едином действии дергается, скалится, брызжет слюной, дико хохочет и, вторя жестам невидимой дирижерской палочки, монотонно движется в каком-то общем экстазе - ну разве это общество?! Это какой-то шабаш, дьявольское наваждение - это сама Смерть!

Стоп! Открой глаза, уши, разожми кулаки, перестань рычать - стань собой, успокойся. И вдруг выглянет солнце, станет сухо, тепло. Сядь, расслабься - и жизнь войдет в твое сердце. Вдохни полной грудью - запой в голос - легко, свободно. И ты поймешь, что такое черное и белое. Улыбнись - и ты проникнешься Любовью к свободе!

Ты поймешь, что ум - болтун, жадина и попрошайка. Сколько ни давай ему - все мало. Осознаешь, что невозможно насытить его: чем больше он получает, тем все более активен в своем амплуа. Это уже какое-то наваждение: вещи ради вещей, вещи для вещей... Жадность его беспредельна, а стенания - бесконечны.

Мало того, в конце концов все это превращается в духовное, а затем и в физическое рабство, становясь глубочайшим несчастьем для духа и тела, потому что алчный ум - это безжалостный каннибал, и нет границ в этом пламени всепожирающей страсти.

Горит все: дети, родители - семьи. Этот монстр поглощает вокруг всех, он воистину ненасытен, но в этом и его слабость. Ведь он жив тем, что его кормят, и чем интенсивнее это делают, тем более он прожорлив. Прекрати обкармливать зверя! И ум остепенится, покорится твоей твердой руке. Только тогда на твой дух спустится успокоение и умиротворится тело...".

П. Веденин, Ли Хоа, 2000-2002

*****

Но, вместе с тем, есть и другие направления в познании жизненной сути. Речь идет о том, что в некоторых системах, где учение перенаправлено, утверждается иная приоритетность, то есть заглавная роль в ней отведена человеческой личности.

А с этой точки зрения открывается совсем иная перспектива, где исчезают стереотипы, где привычки становятся ненужными, лишними и даже вредными, так как человек осознает совсем иную реальность, которая от линейной переходит на параллельное восприятие, утверждая тем самым истинность холистической парадигмы.

Что же мы имеем на сегодняшний день по этому вопросу? Только то, что всем известно наличие у нас субъективного восприятия объективного мира. Сам же объективный мир заявляет нам о себе в виде снов, грез, иллюзий, галлюцинаций, мечтаний и различных фантазий.

Данное положение утверждает то, что наша жизнь в истине ДУАЛЬНА. То есть она как субъективна, так и объективна. А раз так, то почему бы нам ни проявить свое мировоззрение, заглянув своей субъективностью в это самое зазеркалье? Может быть, именно там мы и найдем то, к чему исподволь стремится человечество, то есть Знание.

Конечно, это Знание должно быть не только осознанно личной субъективностью, оценено, но и вытянуто из этого самого зазеркалья, которое представляется в виде истинного и чистого источника, незапятнанного человеческим пороками.

Но природа зорко хранит свои тайны. Нет, она не делает из них секрета. Она лишь предлагает их открыть, расшифровать, стать достойным. Вот тут-то и появляется система. Но система не пребывания, а ДОСТИЖЕНИЯ! Система, которая позволяет человеку развить свои недостающие качества с тем, чтобы проявить способности к проникновению в ту самую "Терра инкогнито".

Мало того, вернувшись из такого похода, человек должен быть способен, сохраняя в целостности эти информационные блоки, осмыслить, используя как память прошлого опыта, так и практику настоящего. В результате возникает блок знания, подкрепленный умением.

Наша школа - это система достижения, что является синонимом Пути, то есть процесса. Поэтому она гибка, пластична, текуча. И происходит это за счет параллельности. Система же пребывания является местом, зоной. Она жестка, косна, ограничена и неспособна к изменениям в силу своей линейности.

Чувствуете разницу? В нашей системе нет и места для стереотипов, привычек, клише и т. д. Человек сам, здесь и сейчас, постигает то, что его интересует, к чему он стремится. То есть, отталкиваясь от памяти прошлого и имея знания в настоящем, он стремится к свободе в будущем.

Вот почему ученики "Встречного ветра" легко говорят на любые темы, всегда и с любым человеком. Происходит это еще и потому, что они развили в себе личное видение, личное мироощущение - в противовес стереотипному.

Они говорят о том, что знают, не считая себя при этом истиной в последней инстанции. Они готовы утверждать свое личное, но на аргументированной и доказательной базе. Вместе с тем, с удовольствием выслушивают столь же обоснованный антитезис.

Они всегда готовы. Но не к спору, то есть догматичному самоутверждению, а к конструктивному диалогу. Они готовы потому, что уверены и устойчивы в своем ЛИЧНОМ мнении, которое базируется на параллелях ума и интеллекта.

Их мировоззрение - это свобода личного самовыражения. Их концепция - жить по чести и по совести, то есть по воле. Обосновано ли их стремление к такому самовыражению? Думаю, что да. Читайте статьи сайта 5vetrov. Надеюсь, что здесь Вы найдете много интересного для себя.

С уважением,
П. Веденин, 30.01.2004



Использованная литература:

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - П 57 М.: ПЕР СЭ, 2003. - 863с.