Вопрос 1:20.06.2005 02:25 Антон
Здравствуйте уважаемая школа "Встречный ветер"!
Почитал некоторые материалы вашего сайта.
Очень интересно.
Вы слышали про методику Хозе Сильва?
Хотелось бы узнать ваше мнение об этом.
С уважением,
Антон
Ответ 1:Здравствуйте, Антон.
Методика Хозе Сильвы является очередной интерпретацией общеизвестных психологических законов, на фундаменте которых базируется сама наука психология.
Любые методики напоминают мне игру "Лего", в наборе которой лежат одни и те же фишки. А отличие этих игр заключено лишь в инструкции, рекомендующей свою последовательность сборки, как единственно лучшую.
Отсюда, я бы не стал рассматривать эту методику (как, впрочем, и все другие) с точки зрения приоритетности. Очевидно, что все они подобны. Поэтому для тех, кто желает стать последователем предлагаемой методики, необходимо рассматривать ее не как лучшую, а как подходящую для их собственного менталитета.
В то же время, у меня, как профессионала в данной области знания, имеется и собственное мнение именно по этой методике. В чем-то я с ней согласен, а в чем-то категорически не могу согласиться.
Но больше всего мне не нравится попытка тех, кто пропагандирует метод, разработанный Хозе Сильвой, представить его как основополагающее направление в общем русле психологии.
Так, утверждается, что:
"...Появились новые психологические школы и технологии. Но во всех книгах, школах, "психотренингах" явным образом или слегка завуалировано звучат идеи Хосе Сильвы - он все-таки был первым. И хотя Метод Сильвы неоднократно старались изменять, модернизировать, перепевать на новый лад - этого не удалось сделать никому...".
(...)Это явная подтасовка фактов, т.к. все идеи, взятые на вооружение этой методикой, давно не только были известны в мире психологии, но и применялись в жизненной практике. А техника использования образов вообще существовала задолго до того, как была сформирована психологическая наука.
Вот еще одна накладка слишком ретивых последователей, которые взялись пропагандировать эту методику, давая ей ту рекламу, которая, видимо, должна соответствовать её духу.
Следите:
"...Наполеону принадлежат слова "Воображение правит миром", но мир станет лучшим тогда, когда Человек овладеет своим воображением, и сделать это совсем не сложно...".
(...)Логично было бы спросить у "рекламодателей": а что, разве Хозе Сильва жил до Наполеона? А великий француз впоследствии только и делал, что излагал мысли и идеи американца? Видите, опять телега поставлена впереди лошади.
Если же рассматривать данную методику с точки зрения школы "Встречный ветер", то и здесь можно найти значительные отличия. При этом должен отметить и тот факт, что многие положения в нашей школе видятся как аналогичные.
Но попробую объяснить, почему и в чем именно я никак не могу согласиться с установками метода "Сильвы". Так, процесс "замещения" одного, негативного образа на другой, - позитивный, не должен происходить как банальная смена кадра, пусть-то и постепенная.
В нашей школе используется принцип "замещения", но прежде чем начать этот процесс, негатив обязательно разрушается, как самоуничтожающаяся субстанция. А вот уже на ее место приходит, как самозарождающаяся, - другая, позитивная и конструктивная форма.
Логичность такого процесса очевидна. А замена одного другим (только потому, что оно считается лучшим) недоказательна. Чем, например, питье свежей и чистой воды из стакана может быть противопоставлено курению хорошей сигареты? Тем, что: "Минздрав предупреждает"? Это не аргумент.
Далее.
"...Образ, помещенный в голубую рамку, должен теперь располагаться в правом нижнем углу образа, обведенного белой рамкой. Это объясняется тем, что правая сторона соответствует прошлому, а левая сторона - будущему. Белая рамка всегда соответствует тому, что вам нравится, и что вы хотите сохранить, а голубая рамка - тому, что вам не нравится, и от чего вы хотите избавиться...".
(...)Не факт, что для всех людей прошлое располагается с правой стороны экрана сознания, а будущее - с левой стороны. Такой вектор строго индивидуален, и я не могу согласиться с этим догматичным утверждением. То же относится и к цветовому восприятию рамок, его толкованию.
И еще один момент. Речь пойдет о самой рамке, т.е. заключению образа в некие границы. Вычленение части из общей схемы не приветствуется техникой нашей школы. Прежде всего потому, что любой негативный элемент появился в общей цепи не как случайность, а в ходе определённой закономерности.
Поэтому устранение "плохой" детали не сделает работу целого механизма более надежной. Ведь причина так и не была обнаружена, а потому и не устранена. И еще: "ремонт", который предлагается сменой "рамок", неконструктивен.
К этому выводу уже давно пришли экономисты, предложившие не частичный ремонт пришедшего в негодность оборудования, а его целостную замену. Причем не только конструкции, но и обновляя саму технологию.
Надо не ставить латки и потом ходить в заплатах, а быть всегда соответствующим месту и времени. Исходя из этой концепции, наша школа не приемлет замыкание сознания в рамочные шоры, ограничивающие видение реальности. Наоборот, она стремится как можно больше расширить объем осознанного восприятия.
"...Основная задача и идея этого курса - за короткое время научить человека самому:
¦ научиться использовать и развивать интуицию
¦ работать со своим подсознанием
¦ активизировать творческое мышление
¦ улучшить память
¦ управлять своими эмоциями
¦ мыслить только позитивно
¦ понять секреты успешности
¦ снимать стресс за несколько секунд
¦ научиться быстро расслабляться в любой ситуации
¦ улучшить собственное здоровье
¦ и просто стать счастливым человеком...".
(...)И опять противоречие. С одной стороны, предлагается за короткое время научить человека самому оперировать в собственном интеллектуальном пространстве. А, с другой:
"...Обычным и будничным явлением стала неизменная массовая популярность психологического самообразования и огромный выбор книг на эту тему, присутствующих в каждом нашем книжном магазине. Обычным и будничным явлением стали объявления о многочисленных "психотренингах", которые обещают немедленно превратить нас в "суперзвезд", "лидеров" и "мастеров общения...".
(...)Интересно, чем (я, например, не вижу) "короткое время", предлагаемое Сильвой, должно быть предпочтительнее осуждаемого - "немедленного превращения"?
Как мне кажется, после смерти "патриарха", его школу просто сделали этакой фабрикой психологического тренинга, где только эксплуатируется его имя, но более ничего стоящего за этим не просматривается.
Теперь его школа стала чистой коммерцией, на что указывает желание "перекупщиков" от психологии во что бы-то ни стало превратить имя Хозе Сильвы в некий символ абсолютного и исходного знания. И уже затем, на этом эталоне, спокойно "делать" деньги.
А вот и "гимн", посвященный этому монументу.
"...Мы привыкли к "народным целителям" и "экстрасенсам международных категорий". Появились новые психологические школы и технологии. Но во всех книгах, школах, "психотренингах" явным образом или слегка завуалировано звучат идеи Хосе Сильвы - он все-таки был первым. И хотя Метод Сильвы неоднократно старались изменять, модернизировать, перепевать на новый лад - этого не удалось сделать никому. Метод Сильвы - это азбука управления собственным мышлением, и так же, как невозможно изменить основ азбуки, так же невозможно изменить основ Самоконтроля Мышления Методом Хосе Сильвы. Именно это, без сомнения, делает его самым популярным методом психологического самообразования в мире...".
(...)С уважением,
П. Веденин
Вопрос 2:21.06.2005 02:28 Антон
Здравствуйте, школа "Встречный ветер"
Спасибо за исчерпывающий ответ.
Хотелось бы узнать ваше мнение по вопросу о альфа состоянии.
это состояние сознания ставиться в основу всей методики Хозе Сильва.
Как вы считаете, это состояние в действительности может дать человеку, находящемуся в нем, такие возможности, как говорить в этой методике?
И чем можно это объяснить?
Заранее спасибо.
С уважением,
Антон
Ответ 2:Здравствуйте, Антон.
Альфа-состояние, которое ставится в основу всей методики Хозе Сильвы, известно в психологии как одно из "особых". По сути, оно является пограничным состоянием сознания, когда бодрствования уже нет, а сон еще не наступил. В общем, это грезы ума и видЕния интеллекта - одновременно.
Такое измененное состояние регулярно возникает естественным образом, но при этом, как правило, не осознается. Известно: то, что практикует природа, может быть воспроизведено и человеком, этому надо только научиться. Культуре Востока такая техника стала известной очень давно и дошла до наших дней под названием - медитация.
Но медитативная техника - это только наименование некоего процесса, которому приписываются определенные возможности. Я могу согласиться с той частью утверждения, где говорится о перспективных возможностях таких погружений ума в интеллектуальную область сознания.
Однако само по себе такое погружение мало, что может дать уму, - ну, разве что предоставить небольшую релаксацию. Конечно, и это необходимо, но хочется приобрести что-то более существенное. А для этого, кроме возможностей медитативного состояния, надо выработать и ментальные способности к их освоению.
На сегодняшний день разработано множество методик по переводу виртуальных возможностей (имеющихся в измененном состоянии сознания, как потенция) в реальные способности по их материальной реализации. Тем не менее, приходится говорить и о проблеме, лежащей в основе данной идеи. А суть вопроса в следующем.
Все люди обладают индивидуальными качествами своей личности. И, с этой точки зрения, каждый человек - уникален. Но что предлагают нам (тем, кто интересуется программами медитативного обучения) эти самые методики? Собственную интерпретацию природных возможностей, совмещенных с индивидуальными способностями учеников.
Не вызывает сомнения, что такие программы могут оказаться подходящими для одних, но совершенно неадекватными - для других. Именно поэтому далеко не все ученики успешно осваивают предложенную технику. Деньги за обучение берут с каждого, кто принял этот курс, но не возвращают их по его окончанию, даже если обучение не завершилось умением.
Хозе Сильва неоднократно упоминал о том, что предлагаемая методика была им разработана на основе собственных экспериментальных исследований. Да, они были успешны для него и его детей. Возможно, окажутся таковыми и для тех, чьи сознания подобны менталитету создателя этой программы.
Но что делать всем остальным? Поэтому я не могу Вам подтвердить, с полной ответственностью, что методика "Сильва" способна лично Вам, через состояние Альфа, предоставить все те позитивные способности, которые сулит их медитативная практика.
Теоретически - да, это возможно. Но как и чем это может обернуться на практике лично для Вас, может знать только Ваша интеллектуальная составляющая сознания. Однако до нее еще нужно добраться. А как, если любая конкретная и быстродействующая методика годится не для каждого?
Давайте разбираться.
Если патриархи каждого из направлений смогли найти собственный путь, как выход из лабиринта поиска Знания, то, значит, природа вложила в людей и эту способность. Основатели методик пропагандируют свой путь и правы в том, что он - самый лучший. Но лучший-то он только для каждого их них!
Тем не менее, существует и то, что почувствовал каждый из них тогда, когда сделал выбор своего "первого шага". Вот Вам и ответ.
Каждый из патриархов сделал свой шаг. В то время как (своей методикой) он пытается "всучить" его, как единственно возможный и верный, чем препятствует другим найти личную тропу. Но вернемся к основе нашего рассуждения.
Если лучший путь - это собственный, и природа создала механизм для его проявления, вложив, как потенцию, в каждого человека; и имеются фактические прецеденты его раскрытия, то почему бы и каждому из нас не активировать эту мощность?
Логично? Да. Однако нет малого, - методики по его пробуждению. Так вот. Одни учителя говорят: "Делай - как я! Делай со мной!" и т.д.
А другие настаивают на том, чтобы ученики ни в коем случае не делали так, как действуют они, - их учителя. Они требуют, чтобы из них не создавали кумиров, чтобы их ученики шли "своей колеёй".
Представляете, о чем идет речь? О том, чтобы предлагаемое учение не содержало догматов и не имело бы монументальных образцов для подражания. Так как же тогда можно обучаться?
И, оказывается, можно. Только предлагаемый курс не навязывает кем-то определенную методику, а предоставляет возможность найти её самому. Каждому свою - для самого себя.
Одна методика является непосредственно приводящей и не позволяет ученику никаких самостоятельных действий, а только строгое следование букве и духу учения.
Другая же выражает себя как опосредованно способствующая, чьи упражнения предназначены для того, чтобы провоцировать ученика на поиск внутри самого себя ответов на любые поставленные вопросы.
Школа "Встречный ветер" предлагает уникальную возможность каждому человеку сделать шаг по тому пути, который будет его личным самовыражением.
То, что сделали в свое время и продолжают делать каждый из прославившихся великих учителей, ученых, художников и других творческих личностей, работающих на ниве и уровне искусства.
Но они, как гении, пришли к этому процессу спонтанно. Здесь же предлагается возможность обучиться этой природной способности, которая открывает путь исследований, в отличие от множества путей следования.
В канонических школах ученики, задавая учителю вопрос относительно своей практики: "Правильно ли я это сделал?..", - получают ответы: "Нет, неправильно! Делать надо так-то и так-то".
А по нашей методике обучения ученик, задав подобный вопрос своему учителю, услышит всегда один и тот же ответ: "Правильно".
У некоторых, незнакомых с этой методикой людей, может появиться неудовольствие таким отношением. Дескать: "Как же можно говорить "верно", если учеником допущена ошибка?!". И вот здесь сокрыта изюминка идеи взращивания учеником в себе творца.
Диктат требует радикальной правки. Демократизм же предполагает, что правка, конечно же, должна быть произведена, но найти ошибку и исправить ее может и должен только сам ученик, обнаруживший ее в ходе собственных исследований.
Поэтому для такого стиля обучения правильным является все: то, что делалось, то, что делается и то, что будет делаться человеком в ходе своей ментальной практики. Ведь все это и называется Личный Путь.
А роль внешнего учителя в этом процессе сводится лишь к тому, чтобы только наблюдать за учебным процессом и своевременно подавать необходимую информацию и те упражнения, которые позволят ученику, в ходе их практики, обнаружив ошибку в своих рассуждениях самому, исправить ее.
Это и будет конструированием знающего и умеющего "Личностного Я" из вечно сомневающегося и вопрошающего "Индивидуального Эго".
Смотрите:
Ремесленник, талант, гений,
Медитация в реальном времени,
Зона свободного внимания,
Четыре смысловых блока,
Медитация.
С уважением,
П. Веденин