A A A A Автор Тема: Изучение психологии от "А до Я"  (Прочитано 4747 раз)

Ли Хоа

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 201
Изучение психологии от "А до Я"
« : 12 апреля 2003, 04:00:00 »
Вопрос 1:

01.04.2003 16:52 А. Ямшиев

Здравствуйте.
Я работаю в медицинском учреждении, недавняя статья в Мед- новостях подтвердила мои собственные наблюдения. Там, под заголовком: "У врачей полно психологических проблем", в частности, пишется: "Как установили британские ученые, спектр состояний, которым подвержены медики, начинается от волнения и эмоциональной утомляемости и заканчивается клинической депрессией, злоупотреблением психо- активными веществами, фобиями, паническими расстройствами и попытками совершения самоубийства..". Также пишется о нежелании врачей делиться проблемами, о глубине и не исследованности вопроса и т.п. В общем, сапожник ходит без сапог. В связи с чем у меня вопрос - как людям, работающим в обстановке повышенного психологического давления можно в одиночку тестировать и проводить профилактику своего психического здоровья?


Ответ 1:

Здравствуйте, А. Ямшиев.

Любые действия можно совершать только в том случае, если имеется инструмент и знания по технике владения им, а также если ясна и определена цель. Действительно, медику очень трудно действовать в этом ключе, так как его сознание закомплексовано сугубо медицинскими познаниями и закрыто для психологического постижения.

Здесь нет ничего удивительного, ведь на психологию не обращается особого внимания практически во всех областях науки. И медицина здесь не исключение. Хотя, на мой взгляд, именно медицине нужно быть пионером в возведении психологии на положенный по ее рангу пьедестал уровня значимости, а также присвоить ей статус науки по сути. Да, по форме вроде бы все есть, а вот по сути - нет.

Следует заметить, что я говорю о положении психологии как научного пасынка, которое она имеет в нашей стране. Если же мы посмотрим на развитые страны Запада, то увидим совсем другую картину: там психологи, психоаналитики, психокорректоры и т.д. являются не просто востребованными, но и их статус на социальном уровне занимает место в одном ряду с юристами, экономистами и врачами.

"Вульгарное" отношение медицины к психике закладывается с самого начала обучения в медицинских вузах. Мастистые, авторитетные профессора с ухмылкой объясняют студентам, дескать, смотрите: "Вот печень, вот сердце, вот мозг. А где душа? Видите, ее нет! А раз ее нельзя пощупать, если ее нельзя ампутировать, значит, ее и не существует!".

И такой логике преподавателя юные студенты ничего не могут противопоставить, а, следовательно, и попадают под влияние этой идеи. Отсюда всевозрастающий нигилизм к последнему курсу уже твердо занимает свою позицию в сознании. А дальше?

А дальше мы сталкиваемся с теми самыми проблемами, с которых Вы начали свое письмо.

Что делать? А делать надо вот что: начинать с самого начала. То есть человек должен признать, что существует такая вещь, как психика или другими словами - его индивидуальная душа. Без веры в это все остальные действия окажутся пустыми потугами.

Предвзятость будет вновь и вновь брать верх - с все теми же показателями. Врачебный нигилизм не допустит в сознании личности двоевластия. И ни о какой параллельности здесь не может идти речи. Удел таких людей - это линейность.

Если же Вы почувствовали, что в Вашем сознании появилась ощущение того, что кроме известного имеется еще что-то сокрытое и Вы чувствуете в себе желание, способность и возможность разобраться с этим вопросом, то Вам следует не искать какие-то куцые формы исследовательских программ в виде тестов, тренингов и прочей ерунды, а следует заняться этим вопросом серьезно и основательно по программе, что называется, "от А до Я".

Ведь пошли же Вы в свое время на первый курс медицинского института. Почему же Вы не стали искать ускоренные курсы врачей или какие-нибудь тестовые программы, по которым можно было бы успешно лечить и даже оперировать, особенно если это касается нейрохирургии?

Вот интересно, почему? Если медицина - значит институт, академия, а если психология - то достаточно курсов, тестов, тренингов либо семинаров. Так нельзя.

Не знаю, к сожалению или к счастью, но ничего успокоительного накоротке я Вам дать не могу. Если у Вас есть конкретная проблема - можете обратиться за психологической помощью - с удовольствием и от души сделаю все возможное, чтобы помочь. Но если Вы хотите научиться помогать самому себе, нужно быть готовым к долгой и упорной учебе.

Кстати, являясь не только практикующим помощь психологом, но и преподавателем, могу Вам сообщить следующее: мы ведем занятия по школе "Встречный ветер", программа которой как раз и направлена на развитие таких способностей, которые могли бы стать действенным инструментом по коррекции нарушений психики.

И если у Вас появится желание стать нашим студентом-заочником, я не вижу здесь никаких проблем, которые могли бы Вам в этом помешать. Мало того, считаю: если у Вас появились те мысли, с которыми Вы к нам обратились, пренебрежение к ним было бы большой ошибкой с возможными последствиями.

Решение по этому вопросу, видимо, ждет Вас в будущем. Каким оно будет - ближним или дальним, покажет время. А пока я предложил бы Вам заглянуть на страницы нашего сайта, в частности в тему "Здоровье", хотя и все остальные темы не менее актуальны. В скором будущем будет помещена серия статей, очень близких по затронутой Вами тематике.

Желаю удачи.

С уважением,
П. Веденин


Вопрос 2:

12.04.2003 21:32 А.Ямшиев

Здравствуйте, П. Веденин.
Ваш ответ меня обрадовал, но повлек за собой ряд новых вопросов. Вы отдаете психологии как науки центральную роль в решении моего вопроса. Вы настаиваете на системном ее изучении, "от А до Я", предлагаете заочное обучение у Вас в школе. Думаю, что с тем же советом Вы бы обратились и к врачу, и к управленцу, к учителю, к военному и т.д. По сути, Вы предлагаете сделать психологию частью любого образования, чего нет даже на Западе.

Идея интересная, но смогут ли люди потянуть вторую специальность, ведь это шесть лет заочного обучения! К тому же Вы сами сказали, что нынешнее отношение к психологии в нашей науке вовсе не располагает к изучению.

Значит, остаются частные школы, кружки энтузиастов, а здесь опасность попасть на одну из "куцых форм". К тому же, психология - по молодости неоднородная, часто противоречивая и не устоявшаяся дисциплина. Ведь то самое пренебрежительное отношение, от которого страдает психология, распространено и среди самих психологов - к приверженцам других течений. Значит, составление и трактовка учебного материала по психологии во многом зависит от вкусов составляющего, в гораздо большей мере, чем, скажем, у нейрохирургов. И уж совсем сбивает с толку лавина псевдо-, пара-, и около- психологической информации, которая, кажется, с каждым днем только увеличивается.

Я удивляюсь тому, что многие из моих друзей в последние пять лет, как сговорившись, начали изучать и практиковать какие-то раньше неслыханные техники. Так, одна девушка борется с лишним весом дыхательными упражнениями, другая делает себе установки на успех и "обматывается коконом" каждое утро, чтобы оградиться от неудач. По телеку показывают Рава Лайтмана с кабалистикой, газеты предлагают "заряжать воду", ставя стаканы на разноцветные бумажные кружки и т.д. Я понимаю, что что-то из этого - шелуха и надувательство, а что-то - неоткрытые наукой феномены, но что и того и другого становится все больше, по-моему, очевидно. С чем, Вы думаете, это связано? Кто Вы во всей этой неразберихе?

С уважением,
А.Ямшиев


Ответ 2:

Здравствуйте, А.Ямшиев

Вопросы, которые Вы поставили в своем ответе, действительно актуальны и злободневны. Но всё не так безнадежно, как это кажется на первый взгляд. Начнем с всеобуча психологией.

Действительно, я считаю, что психология (включенная отдельным курсом в преподавание любых специальностей) должна изучаться не только с точки зрения классической науки, но также и с парапсихологической позиции.

Конечно, это несколько увеличит объем информационного материала, но не настолько, чтобы создать значительные трудности в обучении. Я думаю, что все будет зависеть как от качества подаваемого материала, так и от профессионального его изложения.

Скорее всего, правильная подача должна настолько заинтересовать людей своей актуальностью, что это позволит им воспринимать такой материал легко. Ведь зачастую трудности обучения связаны не с самим учебным материалом, а с неправильно организованным учебным процессом.

Поэтому речь идет не о том, что нужно кроме пяти-шести лет основного обучения тратить еще дополнительные пять-шесть. Все это следует делать в параллельности, изучая все годы обучения, в комплексе с основным предметом, расширенный курс психологии.

И тогда в дипломе будет стоять не галочка о прослушивании "мини" курса психологии, а рядом с обозначением основной специальности через дефис будет стоять "психолог". Например, врач: терапевт-психолог или хирург-психолог. А также, к примеру, преподаватель математики-психолог, управленец-психолог, артиллерист-психолог, художник-психолог и т.д.

А вот дальнейшее обучение, основанное на базовом высшем, уже может стать личным выбором. И никакой опасности здесь не будет, так как начальное обучение создаст иммунитет в виде понимания предмета. Такая реорганизация психологии как науки в первую очередь окажет помощь самой психологии, вытащив ее из тупика.

Теперь относительно того, что население подвергается мощному прессингу со стороны оккультизма, парапсихологии и традиционных психологических техник. В результате возникла такая гремучая смесь, что она способна скорее вызвать отторжение, чем приятие.

Видимо, таково веление времени. Но всегда с каждым человеком имеется его воля и его опыт. Поэтому, опираясь на этих два составляющих качества личной психики, ему и следует определить истину.

Убеждать и доказывать кому-то свою правоту было бы неверно. Это означает отнять у человека право на самоопределение. Если повело его чувство к гадалке, значит, он должен туда пойти. Удовлетворен он этим походом? Значит, все хорошо - можно идти снова.

Неудовлетворен? Пусть не ходит. Разочаровался? Пусть не ходит никуда. Но вынужденность толкнула снова? Пусть снова идет. Не надо противоречить судьбе, но делать выводы необходимо, постоянно наблюдая и определяясь, что "тебе" подходит, а что - нет.

Мы как-то уже говорили, что в принципе не существует хороших или плохих техник. В истине существует одна - подходящая. Возможно, кто-то усомнится в этой идеи. Скажет: "Как же так? Ведь этот колдун - явный шарлатан!".

Может быть - ведь главное не в этом. Если бы дело касалось хирургии, то вопрос истинности или ложности оперативного вмешательства был бы актуален. Но в плане психологического влияния это выглядит не столь категорично.

Дело в том, что целитель психики всего лишь предлагает свой вариант, а человек располагает реальностью воздействия на самого себя. И это вопрос веры. Кажется, уже всем известен эффект Плацебо. Так вот: психологическое влияние в своей основе действует именно по этому принципу.

Поэтому засилье колдунов и чародеев, в принципе, неопасно. Опасность в другом - в бесконтрольном веровании. А такое легкомыслие произрастает на базе безграмотности в области психологии.

Предлагаемое же нами второе психологическое образование, пусть даже и в параллельной форме, поможет ликвидировать эту опасность. Так мы связали первую часть Вашего вопроса со второй.

И теперь то, что касается нашей школы. Мы используем в своей технике тот же самый прием, имя которому - вера. Различие же заключается в следующем. Мы не прячем свою систему под полог таинственности, секретности и прочих атрибутов мистики.

Наоборот: в своей работе стараемся привлечь к процессу влияния на стабилизацию психики не только ум самого пациента, но и его интеллектуальный потенциал.

Мы не стремимся лечить, скрывая процесс, а наоборот - проявляем его, предлагая человеку самому заняться его созиданием. Считаем, что лучшая техника - это способность к самокоррекции.

Вы спрашиваете, с кем мы. Видимо, ни с кем, а сами по себе, так как этот принцип не согласуется с основами коммерции. Но мы такую цель перед собой и не ставим.

Именно поэтому мы не предлагаем снять "сглаз" или "порчу", а хотим объяснить людям, что это такое и как им самим регулировать отношения личности и внешнего мира.

Думаю, мне удалось полностью ответить на все заданные Вами вопросы. Если же у Вас возникли еще какие-то неясности, с удовольствием продолжу беседу по любой теме.

С уважением,
П. Веденин