Часть 1. Расширенное сознание
Для многих термин "расширенное сознание" звучит непонятно. Давайте попробуем его раскрыть. "Расширенное" ассоциируется с чем-то более объемным (и это совершенно верно), но тут возникает еще один вопрос: "А за счет чего?". И ответ на него раскроет перед нами нечто удивительное.
Энергии человеческого сознания достаточно для того, чтобы объять весь возможный мир. Следовательно, расширенность соотносится с чем-то другим. И если под всем возможным миром мы имели в виду пространство физическое, то, видимо, расширение объемности за физические возможности должно ассоциироваться с принципиально новыми, отличными от физических, способностями.
Это значит, что то, иное пространство не материально в нашем понимании. Но тогда каково оно и где расположено? Трудно объяснить все это в обычных выражениях, но если все же постараться, то я бы сказал так: это смысловое поле, насыщающее качеством физическое. А находится оно в интеллектуальной зоне духовной сферы.
Следовательно, то самое расширение должно означать сбалансированное насыщение физического количества смысловым качеством. Но в чем, собственно, вопрос? Разве это не происходит в повседневной реальности? Происходит, но не совсем так.
Объясняю. Человек потому и стал человеком, что сумел приподняться над остальными сутями за счет насыщения жизненных процессов смысловым значением. Но, вместе с тем, можем ли мы на этом основании утверждать, что мы, люди, существа абсолютно совершенные? Конечно же, нет.
Практика нашей жизни на каждом ее отрезке постоянно демонстрирует перед нами наше же несовершенство. Если уйти от частностей, то в своей основе это несовершенство можно было бы выразить так: налицо дисгармония физических и смысловых параметров.
А это несоответствие выражено недостатком смыслового качества в физическом количестве. Следовательно, то самое расширение сознания должно соотноситься с увеличением доли смыслового объема, который базируется в интеллектуальной зоне.
Но тут мы должны затронуть еще один вопрос. Речь пойдет о том, что же такое "понятийное сознание"? Этот термин непосредственно связан с предыдущим, так как расширение напрямую зависит от понятийности.
Понятийность - это способность к осознанию смысловых соответствий между идеей и действием. Почему вообще возникла проблема? Есть определенная взаимосвязь, зависимость этих двух составляющих, которую можно обозначить как жизненность.
Так вот, несбалансированное сознание, где количество не соответствует качеству, ни в коей мере не может претендовать на жизненность. И, тем не менее, человечество до сих пор существует, невзирая на столь существенное несоответствие. Почему? Или эта взаимозависимость не так важна?
Конечно же, важна. Но дело в том, что, наряду с осознанием, параллельно функционирует и другая составляющая - чувственная. Именно она компенсирует то несоответствие, которое было спровоцировано недостаточной осознанностью.
Однако чувственная составляющая сознания также не способна в полной мере соответствовать тем требованиям, которые ставит жизнь. Почему? Да потому, что чувства работают только в режиме отклика на факт. А это значит, что данная зона внимания находится в прошлом времени, что может спровоцировать проблемы.
Значит, есть еще одна параллель, о которой мы пока не говорили. А не говорили потому, что эта параллель не выражена настолько, чтобы человек мог бы говорить о ней как о реально существующей функции, ибо она оперирует вне понятийной зоны осознания.
Речь идет о сверхчувственном восприятии. Но почему же это восприятие недоступно осознанию? Дело в том, что эта функция оперирует не в настоящем времени, а в будущем. Невозможно? Ничего невероятного, абсолютно все реально.
Вот идет человек, куда он смотрит? Каждый легко ответит - конечно же, вперед. А под ноги? И под ноги. А по бокам? И по бокам. А также вверх, назад и т.д. Так почему же мы сомневаемся в том, что способны видеть будущее?
Причина одна - эта форма нашего внимания находится за пределами осознания, хотя логически мы должны предположить и эту способность. Очевидно, что сверхчувственная составляющая сознания не только реальность, но и действенность.
Вместе с тем, я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Сверхчувственное восприятие без понятийного осознания мыслительного процесса воспринимается только как ощущение расширения сознания, со всем своим сопровождением. А сопровождение непростое и необычное.
Я уже как-то говорил, что природа позаботилась о том, чтобы все обязательные процессы были человеком исполнены. Под обязательными процессами подразумевается стремление продолжить род человеческий, питаться, трудиться, познавать и т.д.
Но это те вопросы, которые относятся к материальной сфере жизнедеятельности. Как мы уже знаем, существует и нематериальная сфера, которую мы обозначили как интеллектуальная. Она так же, как и материальная составляющая, необходима для жизни в целом.
Речь идет о том, что если материальные процессы нужны для развития, то интеллектуальные необходимы для эволюционирования. Однако для природы это неважно, так как в глобальном масштабе жизнь представляется как целостная парадигма. И с этой точки зрения все необходимые функции подлежат проявлению, развитию и использованию.
Но чтобы это стало реальностью, природа ввела в человеческую суть одну деталь, а именно чувство удовольствия, которое сопровождает все востребованные природой функциональные проявления.
Параллельно с этим природа также ввела в человеческую суть и чувство неудовольствия. Оно нужно для того, чтобы усилить необходимое воздействие. Таким образом, природа принуждает людей следовать ее правилам.
Но, как я уже говорил, для природы важно, чтобы все эти процессы проходили осознанно. Если же функция пока недоступна, то и нет, соответственно, чувства удовольствия. Вместе с тем активируется чувство неудовольствия, так как имеется нереализованная потенция, которая побуждает сознание к поиску необходимого решения.
И вот тут срабатывает личностный признак. Одни стараются решать вопросы, поставленные природой, а другие, видя это как проблему, пытаются обойти, схитрить, обмануть жизнь, считая, что ученик может быть мудрее учителя.
Результат налицо. Одни развивают свое сознание, расширяя его способности через процесс осознания, а другие расширяют его возможности за счет различных вспомогательных средств, как-то: наркотики, религия или иные внешние методы ввода сознания в измененные состояния.
Проблемность этих практик в том, что достижение расширения сознания не требует участия в этом процессе от участника его осознанности. Так, сверхчувственное восприятие преобразуется в "кайф".
Трагедия этого положения для сознания в том, что возврат к прежнему состоянию теперь ощущается как серость, бедность, "преснятина". Так возникает безудержная тяга к повторному сверхчувственному переживанию.
Отсутствие смыслового контекста препятствует развитию соразмерности между физическими и ментальными соотношениями, что и приводит к передозировкам.
Часть 2. Физиологическая зависимость
Кроме психической, еще имеется и физиологическая зависимость, которая обусловлена трудностью выведения из организма нарко нуклидов. Доминирование их в организме есть подавление нервных процессов.
Однако продолжение жизненного функционирования на клеточном уровне непроизвольно выводит часть нарко нуклидов. Освободившаяся часть нервной ткани, во-первых, регенерирует, возвращаясь к норме, а во-вторых, начинает активную борьбу с остатками нарко нуклидов. Итог обоих процессов - сопротивление, уничтожение, агрессивность, что и рождает боль (ломка).
Принудительное физиологическое очищение, безусловно, способствует торжеству нервной ткани. Но предшествующее противостояние породило в нервной ткани так называемую воинскую активность (афганский синдром).
Как бы это ни звучало странно, но "солдаты" нервной ткани, не ушедшие "в запас" и еще некоторое время остающиеся на "воинской службе" (а это естественно, так как сознание, опасаясь новой интервенции, держит воинские подразделения наготове), следуя своей предназначенности, сами, по своему духу, хотят борьбы, стремятся к ней.
Это непроизвольно дает им провоцирующий сигнал к тому, что: "Раз мы есть, значит, нам нужен противник. И мы хотим его получить". Таким образом, остаточные состояния, даже в чистом от нарко нуклидов организме, продолжают требовать себе врага. Вот почему даже "чистая" клеточная ткань может провоцировать желание нарко инъекции.
Итак, человек с помощью каких-либо вспомогательных средств испытывает сверхчувственные переживания, при которых сознание воспринимает расширенный информационный поток, а осознаватель, то есть ум, ввиду ничтожности своих возможностей (из-за несоразмерности этих мощностей) отказывается от конструктивного восприятия. Остается только особое состояние, которое называется транс.
Очень высокая информационная частота этого поля ощущается как нечто исключительное, таинственное, запредельное, провоцируя таким образом особое состояние психики, которое называется экстаз.
Центр удовольствия, находящиеся в мозгу, непрерывно требует продления этого состояния, что, собственно говоря, и провоцирует человека на новые и новые инъекции.
Теперь о центре удовольствия. Если он есть, значит, он нужен. Для чего? Этот центр отвечает за духовное развитие сознания. Почему? Потому что те самые сверхчастотные колебания, которые вызывают экстаз, идут как раз из интеллектуального источника. И стремление ума к этому источнику стимулируется как раз особым состоянием, которое вызывает этот самый центр удовольствия, вызывая состояние экстаза.
"Разбуженный" ум теперь непрерывно требует в этом направлении динамики, что и побуждает человека к новому приему наркотика, который для него является единственным способом получить энергетический экстаз и удовлетворить требовательность центра удовольствия.
Часть 3. Религиозность
Известно, что наркоманы по излечении от наркотической зависимости обычно переориентируют свою сознательность на религиозную основу. Почему?
Это происходит потому, что религия (любая) специфическими приемами приоткрывает доступ ума к интеллекту. В результате наступает все тот же транс, но теперь источником послужил фанатизм вероисповедания.
Мы видим, что суть, оставаясь прежней, изменила только способ получения удовольствия. Можно ли говорить, что в этом есть некое преимущество или следует вести речь о тождестве? Вне всяких сомнений, преимущество есть, и выражается оно в том, что отсутствует физиологическая зависимость, а значит, и нет разрушения материального тела.
С этой точки зрения, религия имеет преимущество над наркоманией, но принципиального вопроса не решает. Почему? Дело в том, что смысловой осознаватель (каким является ум) как в одном, так и в другом процессе участия не принимает.
Активность сознательного поля отталкивается только от сверхчувственного восприятия или, как еще говорят, от сердца. В чем проблема? Их две. Первая в том, что невостребованная функция, стабильно недополучающая энергии внимания от "Личностного Я", в одном случае быстро (наркотик), в другом случае медленно (религия), но обязательно и неуклонно деградирует.
Второе. Проблема в том, что восприятие внешнего мира теряет свою истинность, четкость границ, становится ирреальным и в результате страдает процесс жизненных отношений. Почему?
Чтение сутр, молитв, заклинаний и т. д., с одной стороны, способствует введению в транс для продвижения осознавателя к интеллектуальному источнику, но в то же время ум в таком случае является всего лишь процессуальной частью общего действа. Смысловой блок работы осознавателя не нацелен на постижение истинного смысла.
Проповедники религии утверждают обратное, говоря, что эти самые мантры, сутры, молитвы способствуют настрою ума на особый смысловой контекст, в результате чего осознаватель и может получить знание от интеллектуального источника при сопровождении его сверхчувственными видами восприятия. Но так ли это?
Можно ли получить кипяток, не нагревая предварительно воду? Очевидно, что нет. Можно ли получить медитативное, то есть расширенное видение, не соблюдая необходимых предварительных условий? Очевидно, что также нет.
Следовательно, те видения и откровения, которые возникают в результате пресловутых религиозных приемов и методов, являются всего лишь иллюзорными, а значит, и неистинными. Не потому, что они лживы - нет, это не так.
А потому, что, имея в своей основе правду, не могут восприниматься в полной мере по причине ее не выраженности, нечеткости, не контрастности. Скажем так. По смыслу - это правда, но по качеству выражения этого самого смысла лишь отдаленно соответствует совершенству.
Но такого информационного насыщения сознанию явно недостаточно, и оно, естественно, дорисовывает по своему разумению невыраженные аспекты той самой правды. Вот почему мы и говорим, что в результате возникает иллюзорная картинка вместо истинной.
Откуда берутся дорисовки? Смысловой контекст этих дорисовок базируется на концепциях и догматах той религии, какую исповедует отдельный индивидуум и получает ее из соответствующих религиозных источников (книги, проповеди и т.д.).
Критичность ума к такой иллюзорной форме восприятия, полученной в состоянии транса, естественно, снижена, и не может отвечать в полной мере тем концепциям, которые были заложены в нее изначально. Почему?
Об этом мы уже говорили ранее, когда объясняли причину сужения возможностей осознавателя, то есть ума, так как лидерство в этой области было узурпировано сверхчувственным восприятием.
Таким образом, единственным поставщиком истинности является не реальная картина мира, а иллюзорная, базирующаяся только на гегемонии одного источника.
Впрочем, недалеко от них ушли и вульгарные материалисты, которые видят мир под другим углом зрения. Естественно, что подобное однополюсовое восприятие далеко от действительности.
И если наркоман, прошедший курс реабилитации, углубится в религиозную доктрину, то рано или поздно столкнется с ложностью и этого направления.
В итоге может возникнуть столь стойкая депрессия, что возврат в объятия наркотика может стать единственно возможным, потому что высокоразвитый ум не сможет больше воспринимать религиозную ложь, а потребность ума к воссоединению с интеллектом будет непреодолимой.
Умный человек не может принять ложь. Он может принять гибель (и такую растянутую, как от наркотика) но лжи он принять не в состоянии. Ему лучше умереть в объятиях правды, чем жить в тисках лжи.
Часть 4. Есть ли выход?
Есть ли выход? Из всего прочитанного можно сделать только один вывод. Вся проблема базируется вокруг функции осознавателя, а именно: его возможности и способности к осознанию того самого процесса, который обозначает процесс воссоединения ума и интеллекта под сенью сознания. Возможно ли это? И если да, то как?
Реальность для ума получить доступ к интеллектуальному расширению (и при этом осознавателю сохранить свое лидирующее положение) не только возможна (так как эта функция заложена самой природой), но и способна. Это значит, что имеются специальные способы достижения этого положения.
Речь идет о медитативном способе проникновения ума в интеллектуальную зону. Что это значит? В популярных источниках очень много говорится об этом термине, используя его во всевозможных, расхожих смыслах. Однако все это ни в коей мере не может соответствовать столь примитивным объяснениям.
Мы уже говорили, что прежде чем получить кипяток, воду нужно поставить на огонь - это закон. Для того чтобы получить медитативное состояние, необходимо предварительно развить в себе способность к концентрации. Теперь об этом подробнее.
Общеизвестно, что люди мыслят образами. Эти образы представляют собой смысловые голограммы, висящие в поле сознания. Теперь дальше. Также общеизвестно, что данное смысловое поле представляет собой объемный экран, состоящий из огромного количества фрагментов-ячеек.
Известно также, что каждая такая фрагментная часть несет в себе знания о целом образе. Но мало кто знает, что такой образ структурирован не так, как структурирован жидкокристаллический дисплей. Ведь его плоский экран составляют ячейки, которые имеют одинаковую энергетическую потенцию.
Сознательный же экран, как мы уже говорили, представляет собой сферу, объем которой деформирует качественные значения этих самых составляющих.
Это значит, что чем ближе ячейка расположена к идеальному смысловому центру голограммы, тем более четко в ней будет отражена истинность смысла данной голограммы. И, естественно, чем ближе к периферии, тем эти самые параметры будут снижены, размыты.
В обычном состоянии осознание современного человека, охватывая видимый спектр голограммы, проникает вглубь него не дальше десяти процентов от общего расстояния до идеального центра. Мало того, для многих (если не сказать - большинства) сознание до сих пор представляется как одностороннее восприятие. Наподобие того, как мы видим луну - всегда с одной стороны.
Отсюда можно сделать вывод о качестве нашей общей сознательности. И ни наркотические препараты, ни религиозные догмы, ни научные взгляды не способны получить целостное видение и идеальную четкость всего лишь по одной причине: линейности осознания.
Медитативное же восприятие предлагает совсем другой подход, а именно параллельный. Что это значит? Мы говорили, что в преддверии медитативного восприятия должна состояться концентрация внимания. То есть когда целое сведено к одному или когда пространство, процессом сингулярности, стянуто в точку.
Практически это значит, что осознаватель должен найти смысловой центр данного изображения и принять его за единственную реальность, отбросив все остальное как несущественное.
Когда мы говорили о структуре, составляющей голограмму, то уже упоминали о том, что центральная точка является идеальным носителем и хранителем абсолютного знания об этой голограмме.
Все остальные же являются копиями - вторыми, третьими и т.д., - что, безусловно, сказывается на их качестве. Мало того, концентрация на точке идеала предполагает проникновение внимания в зону целостности, где из этого самого центра видна не половина сферического изображения, а целостная картина. Именно это положение формулируется фразой "холистическая парадигма".
Проникновение в точку абсолютного центра и концентрация на нем внимания ума можно сопоставить с устами приникнувших к источнику абсолютного знания. Но приникнуть еще не значит отпить. Вот для этого-то и предназначен следующий этап данного процесса постижения истины, который называется медитацией.
Часть 5. Медитативное видение
Медитация - это расширение этой самой центральной ячейки знания до параметров первоначального голограммы с сохранением ее качественных параметров. Почему это делать необходимо?
Центральная точка предлагает нам всего лишь информацию о знании, а не само знание, которое пока является зашифрованным в виде некой формулы. Осознать же ее (эту формулу), переведя ее с символического языка на понятийный язык смысла, можно только через процесс того самого раскрытия или расширения.
Полученная в результате этого процесса голограмма будет хоть и подобна первичной, но ее качество (а, следовательно, и не только изобразительная, но и смысловая часть) будет многократно превосходить первичное. Ведь прежняя голограмма строилась всего лишь на десяти процентах от общего глубинного смысла и на пятидесяти процентах объемного.
И теперь последнее. За счет чего же возможно создать это самое раздутие центра, его расширение? Вот только здесь начинает действовать сверхчувственная область сознания.
Именно экстаз центра удовольствия способен развить ту энергетическую волну любви, счастья, чувственной полноты, которая и дает энергетику для воплощения этого процесса расширения. И при этом (как мы уже могли заметить), смысловой контекст продолжает сохраняться под контролем осознавателя. Вот что такое медитация.
Медитация - это волевое расширение сознания с сохранением активности ума. Именно в этом состоянии интеллект становится доступным для исследователя-ума.
В итоге информация качественным изменением превращается в знание, которое, становясь активом осознавателя, является его мудростью. А сам ум (в результате такой работы) приобретает качественно новый статус не простого ума, а развитого, то есть разума.
Этот процесс, как мы видим, отличается параллельностью, то есть в процессе познания участвует не только ум, но и интеллект. Не только аспект внимания, но и чувственная его составляющая.
И в итоге мы вновь возвращаемся к фразе "холистическая парадигма", то есть закон доминирования целостности при воссоединении двух составляющих ее половин.
Естественно, что подобная концепция может быть притягательной для ума, который имеет тягу к сверхчувственным вибрациям, но не знает, как это достичь в истине, то есть без потери качества, которое может быть утверждено только осознавателем-умом.
Здесь есть правда выхода, потому что есть продолжение, есть развитие, а не кольцевой возврат все к одной и той же точке.
П. Веденин, 21.01.2004