A A A A Автор Тема: Психология времени  (Прочитано 5686 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Психология времени
« : 12 июня 2005, 04:00:00 »
Время - это процесс, который характеризуется темпом изменений и ритмом превращений.

Время бывает объективное, субъективное и хронологическое.

Образом, представляющим объективное время, может стать поток т.н. "реки времени".

Началом или истоком этой реки будет тот миг в жизни Космоса, который известен как "Большой взрыв", положивший начало Вселенной. И, соответственно, завершением ее существования станет процесс, о котором астрофизики говорят, как о "Большом коллапсе".

Субъективное время можно представить как индивидуальное рождение новой струи, произошедшее в один из множества возможных моментов, возникающих и бесследно исчезающих в потоке общего времени.

Итак, начало имеет свое завершение, которое обязательно произойдет в соответствующее время, в соответствующем месте и случится по соответствующей причине. Окончание жизни струи, представленной субъективным временем, называется смертью.

Хронологическое время представляет собой исчисление процессов как изменений, так и превращений. Другими словами, это раздробление целого на различные мерности с тем, чтобы появилась возможность производить с временем различные расчеты.

Так, хронометрия использует для своих исчислений такие временные отрезки, как: секунды, минуты, часы, сутки (составленные из дня и ночи), недели, месяцы, и годы (разбитые на кварталы и полугодия). Для нашего исследования будет достаточно опираться на сутки, годы и индивидуальное летоисчисление, т.е. дни рождения.

Субъективное время вписано в объективное своими базовыми характеристиками, которые представлены дневным бодрствованием и ночным сном, как дуальность жизни. Темп и ритм ее проявления раскладываются на длительность процесса (количество) и его продолжительность (качество).

Эти две характеристики находятся в зависимости друг от друга. Причем, длительность непосредственно зависит от продолжительности, а качество от количества - опосредованно.

На вопрос: "Как длительно существовать и достойно жить?", - субъективное время отвечает дуальностью, у которой одна линия является реальной, а другая - виртуальной.

В "реке" объективного времени, по ходу потока, расположен набор естественных "порогов", созданных природой. Вместе с тем, поток объективного времени, кроме этапных порогов, разбросанных по всему руслу, имеет гигантский "водопад", в котором совмещенные воедино пространство и время, разбиваясь о дно этой воронки, делятся на составляющие.

"Пороги", не создавая особых трудностей для потока объективного времени, тем не менее, существенно осложняют существование струй, несущих субъективные характеристики тем, что, взаимодействуя с ними, принуждают тратить на их преодоление значительные энергетические ресурсы.

Таким образом жизнь, как длительность, может быть отмерена количеством пройденных "порогов", а ее продолжительность измерена качеством их преодоления.

Последняя характеристика включает в себя как темп реального времени, проявляющего свою активность в промежутках между порогами, так и ритм виртуального - при их преодолении.

Выражается эта особенность тем, что минимально значимые преграды сопоставлены с суточной хронометрией, где субъективное время определяется рубежами дня и ночи. Причем именно ночь разделяет предыдущий и последующий дни, а не наоборот.

Нас также будут интересовать в ходе этих рассуждений такие этапы, как календарный год и год юбилейный. Это связано с тем, что каждый из этих этапов соотносится с определенными числами.

Так, каждый суточный этап имеет индивидуальную дату. Очередной новый год, который отделен от предыдущего ночью, соотносится с точным сроком, определяющим его положение на эволюционной шкале.

А год, отмеряющий дистанцию одного юбилея от другого и складывающий прошедшие дни рождения, организует пирамиду возраста. Эти три этапа можно себе представить в виде ступенек поднимающейся лестницы, где имеются мелкие (ежедневные ступеньки) и широкие годовые площадки.

Но каждая из них является как точкой опоры для очередного шага, если человек полон сил, так и для его тестирования на готовность к тому, чтобы вести борьбу за жизнь в дальнейшем потоке объективного времени.

Психология субъективного времени выражается отношением личности к тому процессу, который выражен его восприятием каждой из ступенек.

Это не простой вопрос, т.к. отношение к преодолению каждого из этапов может выражаться как видение целевой вещи либо этапного процесса. Различие этих вариантов в том, что по достижению каждой цели наступает потребность в наслаждении ею.

Этап же, суть которого в преодолении, стремится к созданию следующего этапа и так далее. Наслаждение одной целью предполагает возбуждение желания заполучить другую, третью и т.д. до бесконечности. Мы видим этакий праздник плоти.

Преодоление рубежа связано с напряжением и огромной ответственностью за совершенное действие. Поэтому для такого процесса требуется тщательная и длительная подготовка, а также организация стремительного и целевого действия.

Вожделение, связанное со стремлением, достижением и обладанием целью, создает лишь иллюзию благополучия, а на самом деле является банальным проживанием жизни. Субъективное время растянуто от числа к числу, от даты к дате, от возраста к возрасту.

Оно начинает синхронно вибрировать с потоком объективного, т.к. субъективная струя не только находится в общем потоке, но и не противодействует ему, находясь в состоянии безволия. Но ей кажется, что чем быстрее "нахватываешься" очередных этапов, тем больше их будет. Следовательно, и продолжительнее будет жизнь.

И, тем не менее, это заблуждение. Субъективное время нельзя отождествлять с объективным, а их различие отражено в факте возникновения между ними хронологического времени, которое в секундах отсчитывает "угол" их расхождения.

Ветвь субъективного времени растет (а значит, и все дальше отходит от объективного ствола) по мере достижения ею очередных целевых пунктов.

И чем чаще они осваиваются, тем меньше угол расхождения, тем меньший срок жизни отсчитает хронометр. И наоборот.

Если же не стремиться к этапным целям, а как можно дольше удерживаться в своей психологической паузе между ними, то за тот же период объективного времени субъективная ветвь отойдет на большее расстояние от ствола.

А значит, и хронометр отсчитает, соответственно, больший срок, что вполне логично и понятно. Но удлинение субъективной ветви также благотворно сказывается и на том участке пути, когда личность занята преодолением очередного рубежа.

Этот "порог" можно рассматривать как экзамен, тестирующий личность на способность к проявлению и утверждению жизненности.

Ведь сразу, за каждым рубежом, вновь следует период максимального напряжения, когда субъективная струя отстаивает свое право на индивидуальность у объективного времени.

Следовательно, важность этого момента пути переоценить трудно, но к нему необходимо готовиться.

Удлинение субъективного времени на стандартном отрезке объективного не только увеличивает хронологическое время, но и позволяет личности накопить дополнительные силы для того, чтобы с легкостью одолеть предстоящий рубеж.

Теперь видим, что радостное ожидание в предвкушении цели, по сути, оборачивается не дебетом, а кредитом времени.

Ведь годы в истине отсчитываются не как простое сложение вех, а как длительность срока нахождения между ними.

П. Веденин, 12.06.2005