Часть 1: "Как быть?"
- А как быть с такой проблемой в жизни общества, как "проституция"? - спросила Ли Хоа. - Ведь это действительно ПРОБЛЕМА!
Сколько, очевидно, человек живет в обществе, столько этот вопрос и волнует общественность: то с точки зрения морали, то здоровья, то экономики, и все же до сих пор ответа на него не найдено!
- Это не совсем верно, - ответил ей учитель. - Выход есть, и он на самой поверхности. Мало того: в некоторых странах, где пуританские либо просто ханжеские взгляды на уклад жизненных отношений не столь радикальны, эти вопросы не стоят так остро.
- Значит, все же ответа нет? - не отставала ученица. - Я имею в виду: такого решения, которое раз и навсегда сняло бы эту тему с повестки дня.
- Вопросы были, есть и будут всегда, пока существуют люди, составляющие общество. Ведь сколько людей - столько и мнений, а значит, кто-нибудь обязательно станет теребить общественность. Это иногда бывает по делу, но в большинстве случаев делается это совершенно безосновательно.
Зачастую даже кажется, что некоторые "проблемы" просто раздуты. Очевидно, это способ таких деятелей заявить о себе. Ведь как же так: их никто не слушает, а очень хочется, чтобы было наоборот - вот и начинается погоня за очередной "ведьмой".
- Ну, не скажите - ведь все, в общем-то, правильно, обоснованно, значимо. Мне, например, было бы очень трудно возразить таким людям, иначе я бы выглядела как какой-то монстр, человеконенавистник.
- Ты права, что-что, а это они умеют, - усмехнулся учитель. - Давят на жалость, на бедность, на страдания. Словом, приплетут все возможное, и даже слезу выдавят - артисты - одно слово. Очень много эмоций, но, как правило, никакого смысла.
Свободная интерпретация фактов, подтасовка, передергивание, иногда даже сознательная фальсификация и просто ложь, короче - в действии весь арсенал рыцарей плаща и кинжала.
- Да, где-то в глубине себя я понимаю - в их объяснениях что-то не так, но вот как надо и где, в каком месте меня провели, честно говоря, определить не могу.
- Не можешь - не определяй. Предлагаю сделать так: вот ты начала тему о проституции. Давай ее продолжим, но только в виде диалога, где ты определяешь вопрос по теме, а я отвечаю тебе на него по своей принципиальной схеме, то есть: почему не так и как будет так. Согласна? Ну, вот и отлично. Постарайся вспомнить все доводы "за и против". Можешь и сама, со своими мыслями включаться. Пусть это будет такой открытый диспут, - улыбнулся учитель.
- Главным условием такого диалога должно быть правило не отвергать и не утверждать ничего, что выглядело бы как голословная форма, то есть бездоказательным. Договорились? Ну, тогда начали....
Хотя давай так: начну я, выскажу свой взгляд на проблему, а затем уже ты будешь пытаться его опровергать, если он будет для тебя неприемлемым.
- Да, пожалуй, так будет лучше всего, - кивнула ученица, - а то мне очень сложно начинать на пустом месте.
- Тогда слушай: во-первых, я считаю, что проституция - это социальное явление, а проблематика тут может быть найдена только в тактических вариациях.
Хотя эти вопросы легко утрясаются, причем обязательно с участием в таких полемиках не только специалистов по правам и обязанностям, но и самих профессиональных исполнителей - лишь тогда может быть найдено действительно справедливое решение.
Часть 2: "Что делать?"
- У меня тут же возник один вопрос, - вновь заговорила Ли Хоа. - Вы говорите, что это явление, а не проблема. Кажется, даже я с этим не согласна. Ведь исследования показали, что проститутки - это лица с изуродованной судьбой, причем зачастую с самого раннего детства.
Изнасилования, просто насилие, жестокость, нищета сопровождала многих из них чуть ли не с самого момента рождения. Это забитые, презираемые существа, которые в нашем обществе снискали себе репутацию отверженных, но услугами которых многие пользуются.
А женская дискриминация в социальной жизни, физическая слабость, дающая огромное преимущество мужчинам? Например, в профессиональной сфере предпочтение однозначно отдается мужчинам, хотя тесты на проф-пригодность и говорят о том, что, допустим, какая-то женщина подготовлена лучше. Не в этом ли заключена социальная язва, толкающая женщин ради обеспеченности на панель?
- Что же, твоя мысль мне ясна. Причем я вижу, где ты ошибаешься, и это в принципе все переворачивает с ног на голову. Одно дело - проституция как явление и совсем другое дело - кто захватил и утвердился в нем, хотя и не абсолютно. Да, все перечисленные тобой вещи действительно существуют в реальности.
Это наша беда - беда всего человечества, пока мы не сумели построить достаточно сбалансированного общества. Однако зачем путать причину и следствие? Это не просто ошибка - это глубокое заблуждение, не только не способствующее решению проблемы, но, хуже того - уводящее нас от него.
Ведь точно также, если проанализировать, ну, скажем, судьбы дворников или других представителей непрестижных профессий, то картина окажется аналогичной. То же насилие, та же нищета и так далее. Значит ли это, что непрестижность профессии означает ее антисоциальность? И вообще: не мы ли своим мнением создали этот ажиотаж?
А если завтра проституция в общественном мнении станет престижной профессией, если будут созданы высшие учебные заведения, и поступление туда будет производиться на конкурсной основе?
Я думаю, что тогда там вдруг не найдется ни одной женщины с изуродованной с самого детства судьбой. Значит, дело не в проституции. Важно, в каких условиях существует эта профессия, а это именно профессия - она издревле востребована и не антисоциальна, не злобна, не зловеща.
Обрати внимание: Западный взгляд на проблему сексуальных услуг - это бизнес, требующий легализации и очищения от криминальных наслоений. Восточный же взгляд: правильный секс - это искусство, способное принести не только сексуальное и психологическое удовлетворение, но и здоровье.
Институт гейш в Японии это ясно показывает. Тайский сексуальный массаж, страстный танец живота индийских жриц любви - вся эта традиционная "элита" в мире сексуального искусства недаром считалась очень престижной и, как и всякий профессионализм, испокон веков ценилась на вес золота.
Наш симбиоз "Евразия" должен был, казалось, совместить все лучшее, но на самом деле у нас до сих пор полная анархия в понимании этой проблемы. Патриархальный взгляд на это не только не может похвастаться каким-либо новым подходом в этом вопросе, но и отличается явным пренебрежением к людям, занимающимся таким видом деятельности. Конечно, многое зависит и от самой манеры такой услуги, но корни проблемы нужно искать все же не в этом.
Часть 3: Корни проблемы
- Я согласна с такой постановкой вопроса, - заметила ученица. - В нашем обществе, к сожалению, мужское большинство и так женщин за людей не считает. Недаром так популярны анекдоты про тещ, пресловутый женский ум, командировки мужа и измены жены.
Но эта извечная война с женами хоть и безнадежна, но все же не так ожесточенна. Совсем другое дело - мужчина, несмотря на свое величие, вынужденный обращаться к проститутке, да к тому же и оплачивать ее услуги, причем выкладывая немалую сумму - здесь уже проявляется обычная жадность.
А ведь настоящая профессионалка, хоть и берет солидные деньги с клиента, но обеспечивает ему атмосферу комфорта. Дорогое белье и тонкий аромат духов, тщательный уход за внешностью и общим здоровьем, продуманное убранство "гнездышка" и т. д. - все это те самые инструменты, при помощи которых такая женщина пробуждает в мужчине желание.
Ненависть, агрессивная нетерпимость общества, которым в основном правит мнение мужского населения, загоняет проституцию в такие дебри теневого бизнеса, что сам вид этой услуги видоизменяется в нечто совсем иное. Болезненность этого вида деятельности приобретает хронические формы. А там, где хроника, недалеко и до злокачественности.
Угрожающие темпы роста СПИДа ясно дают понять, что проституция уже прочно срослась с наркоманией. И до тех пор, пока этот сиамский близнец будет находиться в тени, он не перестанет угрожать самому существованию социума.
Прежде всего, необходимо легализовать, вывести на свет проституцию, и лишь затем, в ярком свете общественного внимания, уже разбираться, так ли уж нужен этот вид услуг, а если все же "да" - то в каком качестве.
Конечно, это огромная работа для целой армии психологов, социологов и политиков, которых еще нужно воспитать, и все же это делать необходимо, иначе этот мутант достаточно скоро сведет всю популяцию на нет.
А растущая пышным цветом порнография во всемирной паутине, лощеных журналах, зрелищных фильмах развращает, создает иллюзию сексуальной разрядки. Уже возникла целая индустрия соблазнения и растления, на которой делаются очень большие деньги. И неумение большинства совладать с сексуальной неудовлетворенностью в такой заразной атмосфере неминуемо трансформируется в пир во время чумы.
Все больше нарастает процент извращенцев. Их уже так много, что они стали открыто заявлять права на свою "норму": "Мол, однополая любовь - это признак избранности, одаренности". Тяга быть не такими, как все, привлекает в ряды этих извращенцев тех, кто по своей природе и не склонен к этому.
Такой маскарад зачастую уже необходим, чтобы заговорили о тонкой "душе" новоявленного деятеля в сфере шоу бизнеса, модельеров, философов и актеров, хотя где в этом духовность - непонятно.
- Понимаешь, Ли Хоа, - после некоторой паузы произнес учитель. - Общество относится к проституции так, как она заявляет о себе на сегодняшний день. И действительно, то, что мы имеем - это ужасно, это действительно ужасно, так как напоминает панический страх зверя, загнанного в угол безжалостными охотниками.
Естественно, что такая данность опошляет саму идею сексуальной услуги как формы оказания психофизиологической помощи, сколь необходимую, столь и благородную. Так, плохо сделанная работа опошляет саму идею работы. Такое отношение примитивно.
Современное понимание должно изменить видение этой проблемы таким образом, чтобы люди поняли: надо хорошо делать необходимую работу, а не "выплескивать вместе с грязной водой ребенка".
- Удивительный взгляд, - после некоторого молчания заговорила Ли Хоа. - А ведь действительно, - ее глаза блеснули, - мы сами себе создали проблему, причем в такой деликатной сфере, как половые отношения. А они реальность, от них не отмахнешься.
Превратили проституцию в монстра и сами теперь пожинаем плоды своей бестолковости. Тут действительно мало что можно возразить или оспорить, но уж больно необычный ракурс, хотя если его принять за позицию, то все меняется.
- Конечно, меняется! Попробуй правильно определить вещь, стоя на голове, и как, оказывается, это просто сделать из нормальной позиции. Ну, хорошо, если у тебя нет возражений по этому вопросу, давай перейдем к следующему.
Часть 4: Важно отделить зерна от плевел
- Вопросов нет, но, знаете, что-то не дает мне согласиться.
Может, просто комплекс, стереотип - пока не знаю - я должна подумать над этим отдельно. Тут есть нечто такое, чего я пока не пойму. Растормошили Вы мои мысли, но это не плохо - возможно, они действительно просто застоялись.
Однако у меня появился еще один вопрос, вернее, это не мой вопрос: как-то в одной передаче прозвучала реплика приглашенного туда специалиста-психолога.
Не берусь его воспроизвести дословно, но смысл его выступления в том, что уж если проституцию легализовать как профессию, то почему бы нам попутно не узаконить киллерство и воровство? Ведь большие деньги там крутятся, а значит, можно будет обложить налогами - ну чем не поддержка государству в финансовом плане?
- Ты говоришь, это произнес психолог? - брови учителя от удивления даже немного приподнялись. - Я очень сомневаюсь в его профессионализме. Конечно, психологических терминов и различных тестовых техник он нахватался, но как мыслитель он, судя по всему, никакой.
Вот тебе яркий пример хорошей эрудиции и проблемы, с этим связанной. Он просто утонул в этом информационном океане. Все, чем он напичкан, как было, так и осталось чужими высказываниями, то есть попросту - сырьем.
Такие люди искренне считают, что, учась, впитывают знания. Весь парадокс заключается в том, что это и были знания - но только тех людей, которые их в себе взрастили. Для других же это всего лишь информационные посылы. Важно понять, что знания - это сила, выращенная в себе.
Если бы тот "психолог" хоть немного был бы способен к анализу, то, без сомнения, заметил бы принципиальные отличия этих двух, столь различных направлений человеческой деятельности.
Ведь в основе проституции лежит гуманистическое начало, стремление помочь, выручить, а иногда даже спасти от смерти, суицида. Что касается денег, то есть платы, так ведь речь идет о профессии и человек должен быть обеспечен как в правовом смысле, так и в финансовом - иначе невозможно.
И юродствование этого "специалиста" по поводу уплаты налогов жрицами любви совершенно непонятно. Гораздо хуже, когда востребованное дело, реально существуя, не только не приносит дохода в казну, но, в силу своего положения, добавляет криминальный оттенок в палитру нашей жизни.
Ведь посмотри вглубь истории: проституция была всегда и всегда будет (возможно, будучи первой профессией, она окажется и последней), так зачем мы из объективной реальности искусственно делаем драму? Ведь от этого страдают все: и государство, и общество, и сами путаны.
А кто наживается? Только криминал, причем грубо, жестко, бесчеловечно. Беззаконие же в этом вопросе только способствует процветанию безнравственности, которую мы сами и культивируем.
Что же касается воровства и заказных убийств, то я даже не знаю, нужно ли тебе объяснять, что черное - это черное, а не белое. Любое убийство или воровство является насилием, а значит, не может быть признанно обществом как право.
Как обязанность, насилие, очевидно, пока должно иметь правовое место - ну, например, в сфере силовых структур, когда требуется адекватно ответить на насилие, и нет иных возможностей. Однако к теме нашей сегодняшней беседы это не имеет никакого отношения.
- Я тоже, в общем-то, так думала, просто хотела услышать Ваше мнение. Тогда, у телевизора, меня просто потрясла его вульгарность. Так детально я, конечно, не смогла бы все разложить по полочкам, но в принципе этот человек, как говорится, "без царя в голове". Ну, бог с ним, давайте дальше. У меня есть еще один вопрос. Как быть с малолетней проституцией, однополой и тому подобными видами извращений в сексуальной сфере - их тоже нужно легализовать?
- Нет! Конечно, нет! Ведь эти нездоровые тенденции в половой сфере нужно не помогать реализовывать, а лечить! Вообще же, некоторые из людей сбрасывают свое сексуальное напряжение онанизмом.
Другие - походами к проституткам, класс которых, как правило, удручающе низок. Но есть опасный остаток общества, который, не видя возможности сбросить напряжение, идет на преступление и тут ни о каком поощрении речи быть не может - здесь требуется не посещение секс-работника, а серьезная, продолжительная работа с психологом, а то и с психотерапевтом.
Умение сублимировать сексуальную энергию должно воспитываться еще с начала полового созревания. Рассказывать детям "об этом" обязательно нужно (они все равно об этом узнают - с улицы либо из средств массовой информации), но делать это необходимо тонко, грамотно, осторожно воспитывая в детях чувство нормальных сексуальных отношений.
И тогда будет гораздо меньше отклонений от нормы в этом вопросе.
Часть 5: Плюсы
- Я поняла Вас. Тогда следующие вопросы. Во-первых, это возможность проституток к замужеству. Во-вторых, дети - их защищенность от нападок, особенно сверстников. Я, конечно, понимаю, что мои вопросы лежат уже в другой области.
Вы ведь говорили, что проблема не в проституции как явлении - оно просто есть, независимо от того, легализовано оно или нет. Как же может помочь всему этому узаконивание платных сексуальных услуг? Ведь такой процесс сделает эту сферу прозрачной. Так хоть все делается под покровом тайны, скрытности. Не будет ли в этом новых трудностей?
- Вот это действительно хороший, а главное - достойный обсуждения вопрос, потому что в нем видно конструктивное начало, - одобрительно кивнул учитель. - Ну, прежде всего, надо знать психологию мышления людей.
Их привлекает "клубничка" лишь до тех пор, пока она недоступна, скрыта - срабатывает вечный зов секретного плода. Но как только упадет пелена запрета, любопытство к этому вопросу будет на уровень снижено.
Вот тебе отличный пример: как же мужчина следит взглядом за мельканием женских ножек, скрытых в складках платья! Как же он хочет угадать их очертанья! А если есть разрез, то именно там сосредоточенно его внимание и миг запечатлевает вечность. Мечты, мечты...
Но вот этот же мужчина встречает эту же женщину на пляже, где она в купальнике - и что же? Где жадность его взгляда? Совсем не на той части тела, которая мелькала, появляясь на мгновение в разрезе платья, а на том, что скрывается за тканью купальника.
Видишь - влечет лишь запретный плод, и поэтому сенсации не будет, вернее, она долго не продержится, и ажиотаж вскоре перенесется в другое затемненное место. Это одно. Теперь о другом.
Любая профессия, естественно, имеет издержки. Спроси у жен сотрудников милиции - они ненавидят эту профессию, которая отнимает их мужей не только во времени, но и физически. А среда шоу-бизнеса?
Там вообще одни скандалы. И подобное можно найти во многих сферах деятельности человека. К слову сказать, если относиться к любому делу по-мастерски, то естественно, это в любом случае отражается на всей жизни профессионала и его семья - не исключение.
Так вот, я считаю, что "жрицей любви" может стать девушка не младше двадцати лет, верхний предел - без ограничения. Она должна быть образована - в рамках своей профессии как минимум, а это значит, что должны быть соответствующие учебные учреждения.
Кроме того, при поступлении, должна быть представлена медицинская карта соответствующего образца. В ней основным пунктом должно быть определено потенциальное состояние здоровья, причем как общее, так и специфическое, а также установлен уровень психологической устойчивости.
В дальнейшем, девушка обязана дать обет безбрачия на весь период работы в этой области, в качестве путаны. Вообще, решение я вижу так. Проституция должна иметь три направления.
Это публичная проституция, то есть нужны специальные учреждения, оснащенные и оборудованные соответствующей атрибутикой, медицинским обслуживанием и психологической разгрузкой. Контроль над соблюдением норм физической нагрузки, выходными днями, отпусками должен быть абсолютным и неукоснительным.
Другая форма - это элитная проституция. Она может быть похожа на ту работу, которую выполняют в Японии гейши. Такие женщины - не просто оплачиваемые сексуальные партнеры, а подруги, способные к сопереживанию.
Если нужно, такая женщина может сопровождать спутника на банкете, быть советчиком, секретарем и так далее. Конечно, это требует специальной подготовки, но поэтому я и назвал ее элитной, а значит, и дорогой. Но ведь изумруд тоже отличается от малахита.
Эта женщина - подруга, целительница, советчица и в том числе - сексуальный партнер. Я думаю, что востребованность таких девушек будет очень высока, несмотря на значительную стоимость услуг.
Ну и третьим направлением могла бы стать массажная проституция. Этому вопросу можно посвятить целые тома - настолько он многогранен и значим. Я уверен, что некоторые формы сексуального массажа могут значительно усилить потенцию мужчин, а значит, и вернуть им радость жизни.
Но все по порядку. Главное в том, чтобы все были довольны и чтобы не было скандалов. Мужская ревность общеизвестна, поэтому повторяюсь: ни в коем случае женщина, работающая в сфере сексуальных услуг, не должна выходить замуж и иметь детей. Этот закон должен быть неукоснительным. Однако как же в таком случае быть с правом женщины на личную и семейную жизнь?
Все просто: после окончания контракта женщина, будучи вполне обеспеченной материально, может без труда сменить место жительства, так как в людях еще сильны предрассудки, а значит, и возможно осуждение.
Если это ее тревожит, то смена района обитания в мегаполисе или смена города вполне решает эту проблему. Выход замуж, смена фамилии, имиджа, даже внешнего вида полностью отсечет прошлое, если оно будет казаться кому-то неэтичным. Родившиеся дети окончательно закроют этот вопрос.
П. Веденин, Ли Хоа, 2000