A A A A Автор Тема: "Встречный Ветер" _ Теория технического мастерства  (Прочитано 5483 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Техника – это процесс, объединяющий два и более двигательных актов в единый целевой причинно-следственный ряд, который может быть закольцован либо, став этапом на пути технического исполнения, обязательно должен иметь в своей концовке боевой приём – форму, завершающую двигательный акт.
Так, копьё может быть сколь угодно длинным или коротким и обладать изогнутым древком, но на его конце всегда имеется остро заточенное жало. И вот что важно понимать: техника, стремясь к эффективности, организует процесс достижения цели, как путь, обладающий многообразной и разнообразной мерностью.
Хотя сам приём всегда выполняется в режиме импульсного поражения цели, используя для этого взрывное ускорение – выброс силы. Технике учат, как принципу, а вот приём рождается единовременно, спонтанно, "здесь и сейчас" - как экспромт, основанный на базе памяти (хранящей знания), исходя из тех условий, которые только что возникли и быстро исчезнут.
Приём - это результат понимания, что происходит как бы "само". Его не ждут и не готовят заранее, но он желаем. Приём происходит естественно, как умение, выведенное из системного знания. Техника нужна, чтобы добраться до "плода", а приём необходим для того, чтобы этот "плод" сорвать, и этот срыв должен быть мгновенным, а путь к нему - кратковременным.
Искусство техники обнаруживает своё мастерство тем, что её процесс никогда не прекращается, а действует далее. Стремясь в будущее, техника ведёт процесс, как непрерывность. Ведь "плод" на поверку может оказаться не один. Да и тот, что уже сорван, важно удержать, сохранить и вывести из него, как из опыта, необходимое знание, дополняющее уже имеющееся умение.
Изучается техника в медленном, тягучем темпе; и обязательно в ритме, соответствующем пониманию организованного процесса. Это позволяет глубоко прочувствовать и осмыслить всю глубину идеи, вложенную в заданные движения.
Постепенно, по мере освоения учебного материала, темп и ритм будут нарастать, увеличиваясь до реальных параметров. Только при таком подходе изучаемые формы, вживаясь "в плоть и кровь" человеческого сознания, могут стать его истинными союзниками.
Условность, пусть и учебных движений, не доведение их до цели или не нанесение – построение боевой линии мимо цели – считается грубейшей ошибкой в учебном процессе. Нельзя также смягчать рабочие формы. Особенно это недопустимо в финальном движении, которое должно к финишу усиливать свою энергетику.
Однако, в таком случае, возникает резонный вопрос: "а как же тогда медленно отрабатывать формы во время урока?". Ответ прост. Мы говорим не о величинах напряжения силы, а об её росте. Следовательно, нужно начинать с таких выражений силы, при которых возможно их усиление, но даже в конечной фазе они остаются вполне приемлемыми для того, чтобы называться и быть учебными, обучающими.
Сложные элементы техники осваиваются посредством возвратно-поступательных движений, повторяющих конфигурацию того цикла, который оказался наиболее сложным при его изучении и освоении.
Движения рук в технике "ВВ", при парировании ударной линии противника, не действуют посредством махов из стороны в сторону, делая центром вращения плечевой сустав. Они реагируют выбросом протыкающей или сбивающей "контр-линии" прямо вперед, используя для этого работу бёдер так, чтобы угол между линией плеч и груди относительно "выброшенной" руки оказался равным девяноста градусам. Конечно, возможны некоторые отклонения, но принцип должен сохраняться.
Если же говорить о самих рабочих линиях защитно-парирующих форм, то свой вектор они образуют посредством сопряжения поворота корпуса и разворота плеч. Примером тому может послужить "самоходка". Этот же принцип используется и при сопровождении атакующей линии противника до нужного предела.
Сила протыкающего парирования возникает от выпрямляющегося локтя, а сила протягивающего парирования идёт от запястья. Плечо служит только основой движения, его опорой, чему в полной мере способствует вращение корпуса вокруг оси.
Маятниковый шаг, подшаг и выпад только создают условия для эффективного результата в ходе организованного процесса. Важно отметить, что локти не должны "топорщиться" в стороны от избытка напряжения в руках, а плечи не должны подниматься "к ушам" из-за напряженной спины. Руки и плечи должны быть расслаблено-упругими.
Уклоны и уворачивания используются в этой технике крайне редко и только в тех случаях, когда все остальные методы защиты были использованы и оказались недостаточно эффективными. Шаг назад никогда не предназначен для отступления, выраженного бегством, капитуляцией. Но такое движение назад может быть применено, как манёвр, обладающий определенным целевым смыслом.
Перемещениям в зоне боя в технике "ВВ" придаётся очень большое значение, в основе чего лежит понятие "подвижность". И, в этой части, ногам приходится выполнять очень большой объем работы. Хотя здесь следует чётко понимать, что собой представляет такая подвижность, для того чтобы не путать ее с суетой. Суета – это также подвижность, но сама по себе.
Целевая подвижность чётко соотносится с таким понятием, как "встречный ветер", так как она возникает по причине и действует строго по атакующим линиям этой причины, а также в полном соответствии с ее изысками. Стихла причина – затих в психике бойца и встречный ветер. Поэтому в технике работы ног есть много вариантов для демонстрации искусства перемещения.
В их число входят не только прямые кинжальные выпады или резкие разрывы дистанции, но и зигзагообразные перемещения маятником, вращения вокруг собственной оси, неожиданные смены векторов движения, выход за спину противника, закручивание атаки вокруг противника и даже, при необходимости, жёсткая позиция в центре, этакое выжидание, приглашение к нападению.
Всё это нужно для того, чтобы подготовить резкую, стремительную атаку, рассекающую оборону противника. Лобовая же атака, так называемым наскоком, не допускается и считается ошибкой – даже в том случае, когда оппонент кажется слабым и легко уязвимым. Именно для того, чтобы совместить устойчивость позы с подвижностью, ноги удерживают вес тела в пропорции 60 к 40, которая при движении изменяется на 40 к 60 и т.д.
Вся техника сначала осмысляется в идеомоторном, потом – в фантомном, а затем - в психофизическом режимах. И лишь после этого начинается парная отработка-освоение заданных технических форм. Полнота взаимного контакта при этом обязательна, и она должна находиться под плотным контролем обоих исполнителей. Тем более что каждый из них, несмотря на то, что действует в паре, выполняет свою программу и должен строго следовать в ее канве. Затем они меняются ролями, но принцип остается прежним.
Такие упражнения крайне важны, так как, являясь циклично-замкнутыми учебными процессами, позволяют глубоко прорабатывать технику школы, ведь эти циклы могу продолжаться сколь угодно долго. Однако, невзирая на закольцованность упражнения, оно всегда имеет завязку, кульминацию, спад и финал. Нельзя "сминать" финал нечеткостью выражения приёма, пусть за ним и следует повтор упражнения.
Выделяется особая по своей выраженности роль кистевых вращений в технике "ВВ". Именно они, положенные на внутреннюю энергетику, позволяют демонстрировать силу энергетической "лапы" и проникающего "вибро-удара".
Далее: приём, завершенный ударной фигурой, не требует немедленного возврата в центральную позицию. Рука бойца "ВВ", выполнившего удар, в любом случае продолжает техническое действие, не нарушая текучей непрерывности процесса. Она не нуждается в возврате на "базу", то есть в исходное положение.
Ведь исходным положением для руки "ВВ" есть то место, где она оказалась в каждый миг процесса. Можно сказать, что рука "ВВ" свой "дом" всегда носит с собой. Именно потому в этой технике становятся важными: мостик, продолженный удар, рассекающее действие и т.д. Бьющую руку не надо отдергивать назад, создавая этим усиление ударной мощи или укрывая ее от возможного захвата, а также для подготовки очередного движения.
Ударная мощь в технике "ВВ" не просто "скатывается" в точку поражения, но и продолжает ее энергетическое насыщение, для чего и требуется мгновение финального удержания фигуры в конечной фазе. Опасность же захвата руки при этом не актуальна, так как боец "ВВ" сам постоянно стремится к организации контакта. А центр, откуда должна исходить атака, для него находится не в одном, жёстко определенном месте, а повсюду – там, где этого потребует ситуация боя.
Еще одной особенностью техники "ВВ" является то, что ударная фигура (в частности, "кулак") образуется непосредственно перед актом поражения цели. До этого момента кисть бойца всегда раскрыта, но не расслаблена и не разбрасывает пальцы веером. Она активна в своём раскрытии, так как постоянно выполняет определенную работу.
Именно поэтому обе руки способны действовать сообща, но при ведущей роли одной из них – той, которая в данный момент наиболее приближена к контакту с противником. На основе техники выстраивается и тактика.
P. S. от Ли Хоа: о тактике – в следующей публикации.
П. Веденин, 11.01.2009