Вопрос:16.08.2003 20:39 Belka
Здравствуйте!
Хо4у задать один вопрос,который возник совсем недавно у меня..Я работаю вра4ом,уже довольно долгое время...в общем прошла 4ерез все 4то может проити 4ел-к с такой профессией как у меня. Меня не задевает слово смерть,это как не4то собой разумеющееся...неужели 4ел-к привыкает ко всему? Еще студенткой,я о4ень боялась этого слова,и когда на практике няне4ка идя по коридору сообщала совершенно бесстрастным голосом,4то из такой-то палаты пациент скон4ался,я долго переживала и переваривала сказанное,будто умер мне близкий 4ел-к...неужели ко всему?
Ответ:Здравствуйте, Belka.
Прежде чем рассуждать о привычках, давайте в первую очередь определим для себя смысл данного слова. Наблюдения показывают, что привычка - это неосознанная форма стереотипного поведения или действия на определенный раздражитель. И еще. Почему выбрано слово привычка? Потому что "привычный" еще обозначает удобный, комфортный, отлаженный, подходящий для данного конкретного человека.
Привычки можно разделить на три основные группы. Это психические привычки, например когда человек, чаще всего молодая девушка, за веселостью, смехом прячет свой испуг, неловкость, боль, а иногда просто глупость.
Физические привычки. Можно привести пример с работой на конвейере, когда человек, повторяя бесчисленное число раз одни и те же движения, свыкается с ними настолько, что они совершенно бессознательно начинают проявляться и при других обстоятельствах.
Наиболее показательна эта физическая модель у военных, которые должны были носить на поясе шашку. Так как она при ходьбе болталась и мешала движению, то они левой рукой были вынуждены постоянно ее придерживать. Так выработалась привычка держать левую руку у бедра. И даже потом, когда человек одевал цивильный костюм и никакой шашки при нем не было, он непроизвольно держал руку у левого бедра - просто так, по привычке.
И психофизические привычки. Примером тому может послужить следующий образ. Если ребенка с самого раннего детства непрерывно напрягали угрозами, запугивали и при этом били по голове, то у него и позже, когда он вырастает, сохраняется привычка, которая выглядит следующим образом.
Как только возникает стрессовое состояние, такой человек впадает в ступор, неуправляемое напряжение психики, когда он буквально каменеет. Но в момент резкого напряжения, например, взмаха рукой своего оппонента, он зажмуривается, непроизвольно прикрывая голову руками, стараясь защититься, по привычке, от того, чего нет.
Теперь давайте проанализируем Ваш вопрос. Естественно, что врач, по роду своей деятельности, постоянно сталкивается с болью и страданиями людей, особенно если это больница, госпиталь и т. д. Понятно, что он должен будет реагировать на эти явления не только в профессиональном плане, в соответствии со своей должностью, но и эмоционально. И вот здесь мы можем различить пять основных психических типов реагирования, которые демонстрируют медицинские работники.
Давайте к первому типу отнесем тех медиков, которые не только не привыкают к боли и страданиям людей, а наоборот, с удовольствием идут на работу с тем, чтобы насладиться очередной порцией человеческого страдания. Можно сказать, что они получают от процесса общения с больными некоторую психоэнергетическую подпитку. Их профессиональная деятельность, ну, скажем, перевязка, делается достаточно жестко, грубо, с желанием доставить этим боль человеку. Но при этом у них всегда готово оправдание. Дескать, через боль у человека активируются системы восстановления и он, в результате, выздоровеет гораздо быстрее. Но их глаза и чувственно дрожащие губы говорят о том, что их интересует совершенно другое - сверхчувственное наслаждение чужой болью и страданием.
Второй тип выглядит как альтернатива первому. Медики, относящиеся к этому разряду, обычно очень сильно эмоционально включены в процесс сопереживания с больными. Они буквально психофизически ощущают эту боль, в полной мере не сострадая, а именно страдая вместе с ними. Естественно, что подобная включенность, невзирая на внешнюю привлекательность, довольно сильно вредит в плане профессиональной деятельности. Боязнь нечаянно причинить боль своими действиями вынуждает такого медработника действовать чрезмерно мягко, осторожно, неуверенно, что также может негативно сказываться на состоянии больного.
Третий тип принципиально отличается от первых двух. Это люди, которые понимают, какие страдания переживают больные люди, но, не чувствуя этой боли, относятся к больным на уровне предвзятости. Дескать: "Вы больше претворяетесь, накручиваете... И вообще, страдая, страдайте сами, если вам так хочется, но не нужно при этом делиться своей болью со мной!". Такая закрытость, отстраненность от реальности тем не менее не может убрать реальность как таковую и у такого типа постепенно, невольно начинает зреть внутренний конфликт. С одной стороны, врожденная человечность пытается сострадать больным, но проявленная бесчеловечность старается уничтожить порывы сострадания. В результате внутреннего конфликта такой человек становится в своей профессиональной деятельности грубым и даже жестоким. Естественно, что поиск виновного в этом состоянии, далеком от комфортности, он находит не только в больных, но и в коллегах по работе. И в результате такая нетерпимость делает его человеком в футляре.
К четвертому типу можно отнести таких людей, которых в обиходе принято называть толстокожими. Конечно, кожа здесь ни при чем, но налицо недоразвитость, вызванная нарушениями генотипа, которые оказались не настолько серьезными, чтобы определить их как патологию, но в то же время достаточными для того, чтобы превратить таких индивидуумов в безразличных к чужой беде и черствых людей. Они не то что не реагируют на чужую боль - она их просто не затрагивает, отлетая от души такого человека как от брони.
Все вышеописанные четыре типа, как мы уже поняли, не могут претендовать на звание Медика, так как во всех случаях все их помыслы идут только через себя, касаясь боли и страдания людей лишь в той мере, в какой они способны обеспечить их собственную комфортность.
И, наконец, тип пятый. Это люди, которые имеют развитое чувство сострадания, но, не перенося его на себя, не позволяют тем самым раздуваться ему до гипертрофированных размеров. В результате такой тип человека, принимая участие в боли другого, параллельно за страданиями может увидеть и вызывающую их причину. Поэтому медики такого типа, одни раньше, другие позже, вырабатывают в себе следующее состояние, которое можно назвать "участием и наблюдением".
Наблюдатель в нем синхронен с состоянием больного, а участник, принимая во внимание информацию от наблюдателя, действует, используя наиболее рациональные приемы в отношении причины, вызывающие страдания. Почему мы говорим о параллельности. Эти два состояния врача не только не заслоняют друг друга, но и наоборот, действуя вместе, способствуют его профессиональным движениям, демонстрирующим высокое качество за счет постоянной обратной связи с состоянием больного.
В этот момент у неискушенного зрителя может создаться ложное впечатление, что человек, то есть врач пятого типа, несколько индифферентен к страданиям больного, что может объясняться привычкой к этим страданиям, выработанной долгой практикой. Однако это совершенно не так. То, что некоторые принимают за привычку, является способностью врача к разделению своего внимания на чувственную составляющую (Наблюдатель) и на ментальную (Участник), в которой он демонстрирует в полной мере свои знания и умения.
Участник не отягощен ненужными и мешающими ему напряжениями, которые обычно вызывает сострадание. Наблюдатель, сострадая, тонко чувствует все нюансы в изменении состояния больного и может даже заранее предвидеть те или иные отклонения от данности. В итоге если данные два качества могут быть организованы на уровне сознательности в одном человеке, то такого врача можно назвать магом, кудесником.
Давайте теперь посмотрим, соотносясь с Вашим вопросом, где здесь привычки, о которых Вы спрашивали. Что такое привычки, мы уже описали достаточно подробно. Но вот в тех пяти базовых типах, в которых может проявляться медик, я не сумел заметить ни одной характеристики, которая бы указывала на наличие привычки. Однако это не значит, что привычки быть не может в принципе. К сожалению, привычка может коснуться, как это не печально, врача именно пятого типа.
Ничто не вечно. Однажды начавшись, все когда-нибудь заканчивается. И заканчивается это тогда, когда у человека начинает недоставать энергии обеспечения. Когда мы говорили о враче-маге, то основной, базовой характеристикой его было состояние параллельности. Именно оно делало его профессионалом высшей категории. Но медицина и особенно хирургия требует очень больших затрат в плане психической энергии. Видимо, в результате индивидуальных психофизических возможностей любой человек имеет определенные ограничения в смысле его потенциала. Не исключение и врачи, пусть даже и маги.
Просто с возрастом неотвратимо накапливается усталость, которая в своей хронике постепенно, но неуклонно снижает энергетические ресурсы личности. А параллельность требует особого состояния, которое в первую очередь связано с психоэнергетической достаточностью. И вот тогда, когда энергии начинает недоставать, мостик между двумя параллелями разрушается, чувства наблюдателя отходят на второй план и доминирует лишь чистый профессионализм, который и является уже просто привычным делом, так как в нем не прослеживается искусства творчества.
Просто такому врачу надо вовремя остановиться, прекратить практику и перейти на преподавательскую или хозяйственно-организационную деятельность. Это будет лучшим логическим завершением его карьеры. Так что, как видите, привычка все же иногда вползает, как змея, и мертвой хваткой вцепляется в профессионала. Это самая страшная и трагическая страница в жизни настоящего мастера.
Ну а что же касательно того момента, когда кончается жизнь и наступает смерть, то, как мне кажется, здесь вообще вопрос не стоит в плане привычки. К смерти привыкнуть нельзя, просто невозможно. Но ее можно осознать, понять и логически принять как неизбежность.
Сознание человека действительно является очень мощным рычагом, который в одном случае может стать оружием разрушения, а в другом - орудием созидания. Так и со смертью. Если понять и принять ее данность, то она становится обычным закономерным явлением. А раз так, то есть если это неизбежно, то к нему надо просто готовиться и быть достойным звания человека при переходе.
Здесь мы видим, что сознание работает как конструктивное орудие. Если же смерти бояться, дрожать от страха, паниковать и, бросаясь во всяческие ухищрения, стараться сделать что-то невозможное, практикуя различные техники, якобы способные создать для вас вечность, то в этом случае сознание становится оружием, деструктивно воздействующим и способствующим разрушению целостности психики. Как правило, уход таких людей сопровождается неприглядными картинами истерических выходок и других физиологических проявлений страха.
Не знаю, как Вы, но и здесь я не обнаружил никаких привычек. Если в моем ответе что-то показалось Вам недостаточно убедительным или непонятным, обязательно напишите, и мы с Вами сможем продолжить обсуждение этой очень интересной темы.
P.S.: В плане ознакомления хочу порекомендовать Вам прочесть насколько статей, хранящихся в теме
"Парапсихология".
С уважением,
П. Веденин