A A A A Автор Тема: Этапы развития личности  (Прочитано 6228 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Этапы развития личности
« : 15 июня 2000, 04:00:00 »
Первый этап развития личности

Человек, на протяжении своей жизни, постоянно сталкивается с такими понятиями, как развитие личности, развитие ребёнка, развитие сознания, но порой до конца их не постигает.

Дело в том, что каждый индивидуум понимает эту сложную систему по-своему, пользуясь собственными логическими построениями, домыслами, воображением и основываясь на укладе собственного мировоззрения. Отсюда - большое количество психотехник, позволяющих развиваться личности во всех направлениях, интересных методик, практических и теоретических советов и уникальных в своём роде программ.

Мы, в свою очередь, хотим предложить вам свою точку зрения на процесс развития личности – возможно, для кого-то она окажется подходящей и будет полезна. Давайте, прежде всего, разберёмся, с чего начинается само развитие личности, кто её способен развивать, с какого возраста предпочтительнее всего осуществлять этот процесс, и какие этапы должны быть преодолены для того, чтобы индивидуум впоследствии смог сформироваться в личность.

Развитие личности лучше всего начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок представляет собой чистый лист бумаги, на котором с течением времени будут проявляться всё новые, более сложные символы.

Основа всему - это динамичность ума, на активности которого из заданного генотипа с его характерными чертами должна быть сформирована психическая пирамида, которая позволит из категории ума, как активного участника, выделить наблюдателя, как сторонника пассивности.

Наблюдатель или созерцатель может уже получить возможность погружаться в пласт интеллектуального пространства. Таким образом, возможно единение ума и интеллекта посредством психики. Когда это триединство будет сформировано, то из углов этого треугольника можно поднять линии, которые, соединяясь, дадут такое состояние сознания, которое мы могли бы назвать Разумом.

Вот так, кирпичик к кирпичику, выстраивая собственную пирамиду сознания, мы выводим простую формулу развития личности. Если же идти по этапам, то на первое место в кандидаты по развитию попадает Ум. Давайте определимся сначала в термине "развитие". Изначально, рассматриваемый термин предполагает некое наличие чего-либо, которое, собственно и требует развития.

Действительно, исходное сознание уже сформировано из всех вышеперечисленных участников, только одни проявлены в зачаточной форме, другие вообще находятся в состоянии виртуальности, как, например, психика и разум. Поэтому у нас, безусловно, уже есть что развивать, но главный вопрос заключается теперь в том, кто будет всё это развивать?

Это далеко не праздный вопрос, ведь на его ответе будет строиться технология процесса. Собственно говоря, у нас не так уж много в этом плане возможностей, по сути их только две - это внешние силы воздействия и внутренние силы противодействия.

В психологических исследованиях было замечено, что люди охотнее всего манипулируют с теми идеями, которые были созданы ими самими в результате размышлений. Навязанные идеи, как правило, встречаются в штыки или, как максимум, подвергаются умственной коррекции.

А если ум принимает внешние идеи безропотно, то это является серьёзным сигналом о том, что эта личность имеет глубинные дефекты или, проще говоря, патологию в сознании. Такую личность надо в данный момент не развивать, а лечить.

Однако вернёмся к здоровому состоянию сознания, которое нуждается в развитии. Внешнее воздействие и внутреннее противодействие - это и есть та искомая двойственность, сила которой сможет решить нашу задачу.

Сначала определим эту силу, способную развивать личность. Ей может быть только направленное, сконцентрированное и энергетически насыщенное внимание. Чтобы хоть как-то определиться в терминах, силы воздействия мы предлагаем называть воспитанием, а силы противодействия - развитием.

Значит, первым шагом к вершине разума будет формирование начального этапа ума, а ступенькой, начинающей это восхождение, будет внимание. Мы уже говорили о том, что человек изначально имеет всю сознательную гамму, а значит, наличие внимания так же не подвергается сомнению. Основная трудность в том, чтобы правильно акцентировать те формы, которые требуются относительно заданной проблемы.

Поэтому, конечно же, всё начинается с воспитания, которое ни в коем случае не должно иметь диктаторский характер, иначе мы сразу же получим реакцию отторжения, а если продолжать действовать в этом же режиме, то скоро придётся использовать и метод подавления. Естественно, что в таком варианте нельзя ставить вопрос о воспитании личности.

Воспитание внимания, с которого мы начнём организовывать ум, должно иметь вид предложения. Но это предложение может не вызвать энтузиазма, если не будет мотивированным презентабельностью и иметь внутренней значимости, поэтому форма предложения должна быть изысканной и привлекательной. Ещё одним необходимым условием является то, что такое предложение должно иметь подходящий уровень сложности.

Кроме того, желательно иметь целый ряд таких предложений с тем, чтобы, чередуя их последовательность, поддерживать высокий уровень заинтересованности. Также важно, чтобы этот набор предложений мог бы быть трансформирован в совершенно новый вариант, имея ряд комбинационных форм.

Таким образом, мы приходим к выводу, что предложение - это по сути многообразный, разнообразный, значимый, интересный набор информации, имеющий конструкторскую структуру, которую предлагает воспитатель. Реакция внимания, а так же её пролонгирование как заинтересованность, уже есть элемент развития, который может проходить только в режиме саморазвития.

Мы предложили Вам для осмысления только лишь первый этап развития личности, так как если у Вас появятся какие-либо вопросы, мы могли бы, не откладывая в долгий ящик, постараться своевременно их разрешить, чтобы дальнейшее восприятие предложенных этапов проходило на более высоком уровне.

Начиная развитие с собственной личности, человек приобретает массу полезных знаний и навыков, необходимых для познания окружающего мира в целом и отношений между людьми в частности.

Помните об этом и успехов вам в познании своего "Я".

Второй этап развития личности

Первую часть нашей беседы мы закончили на том, что пролонгировали внимание заинтересованностью и создали устойчивый интерес к теме.

Следующим этапом этого процесса должно стать снижение уровня внешних предложений с тем, чтобы саморазвитие превратило развитие в самодовлеющую величину.

Поэтому далее последует предложение о коррекции, то есть простое внимание должно стать комбинационным, чтобы Ум мог с помощью такого внимания или комбинаторики вносить личностную правку в предложение, создавая таким образом его модификацию.

Такая модификация внешнего через комбинаторику внимания и устойчивый интерес к этому процессу со стороны внутреннего по закону подобия будет, комбинируя между собой отношения характерных дуальностей и закрепляя устойчивые связи, кристаллизовать пирамиду Психики.

Таким образом, можно сказать, что посредством комбинаторики внимания мы развиваем мышление Ума, которое, в свою очередь, опосредованно создаёт индивидуальную Психику. Когда этот процесс получит выраженную динамику, можно будет переходить к дальнейшей работе по развитию Ума.

Собственно, это будет модификация уже развитого внимания, которое на этот раз переводит свою нацеленность с внешнего объекта, предложенного воспитателем, на объект, созданный на внутреннем экране.

Этот процесс перевода внимания на внутренний экран мы называем погружением, а такое внимание будет уже называться созерцанием. Для чего всё это нужно? До сих пор комбинаторика Ума занималась только модификацией предложенного.

Однако чувство неудовлетворённости должно культивироваться с целью создания внутреннего посыла к тому, чтобы некоторое действие могло бы удовлетворить эту потребность. Такую потребность уже можно назвать тягой к творчеству.

Но в этом сложном процессе первое место должна занять новизна идеи. Следовательно, творчество начинается с погружения, где на внутреннем экране созерцается некая тема, которая себя изжила и не подлежит модификации. Зачем это надо?

Творчество - это создание принципиально нового направления идеи, которая, тем не менее, является реальностью жизни. Значит, дело не в том, чтобы "родить" идею (да этого и не нужно делать, так как она уже является нашей повседневностью), необходимо просто увидеть её новую форму.

Эвристическая теория гласит, что таким местом, где сосредоточены все возможные формы, не находящиеся в состоянии бесформенности и виртуальности, является интеллектуальное сознание.

Вот для того, чтобы проникнуться духом идеи, требующей новой формы, и необходимо созерцать на экране уже известную форму. Когда произойдёт постижение идеи, а это генерируется активностью к творчеству, то созерцающее внимание проникнет за экран, где попадёт в пространство Интеллекта.

Внимание, созерцающее в интеллектуальном сознании форму, отвечающую заданной теме и найденную по принципу синхронных колебаний между экранным образом и интеллектуальной бесформенностью, можно назвать медитацией.

Вытаскивание этой формы из интеллектуального пространства, осознание её и логическое изложение, уже можно называть разумным мышлением. А вот воплощение этой формы в реальность будет иметь другое название - творчество.

Именно так, естественным путём, был совершён переход от воспитательного процесса к саморазвивающему. Только в этом случае мы можем рассчитывать на творческое начало личности.

Но чем шире и разнообразней диапазон изначальных предложений, тем больше информационного материала сможет усвоить Ум, тем ярче будет гореть цветок Знания, тем сочнее будет плод Умения. Также очень важно, чтобы воспитатель сумел вовремя превратиться в Учителя, а затем и в Сподвижника.

Никогда перед учеником не должна стоять стена авторитаризма, которая подавляет, кумиризма, которая ограничивает. Когда мы говорим о взаимодействиях, стремящихся к развитию, то всегда следует иметь в виду, что главным моментом, двигающим этот процесс, может быть только состояние устойчивого неравновесия.

И оно выражается исключительно в отношениях между Умом и Интеллектом, а это, как мы уже знаем, является Психикой. Психическая подвижность и будет залогом требуемого неравновесия.

Но тут возникает вопрос, где же эти отношения могут себя проявлять? Человек живёт и действует в двух мирах. Это внутренний, основной мир, мир психики, и внешний, в котором сталкиваются интересы этих личностей.

Помимо пространственных характеристик существуют ещё и временные, причём, человек живёт тоже в двойном времени: личном, внутреннем времени его психики, и времени отношений с внешним миром. Способность к совмещению этих временных потоков без потерь, мы можем назвать свободным или вольным течением.

А энергия этого совмещённого потока в жизни личности будет называться Волей. Течение внутреннего времени соответствует состоянию Чести личности, а отношение внешнего времени, имеющего свою Мораль, к Чести мы будем называть Совестью.

Значит Воля - это энергия Совести. Настаивая на том, что децентрализация Воли является ключевым моментом в развитии личности, мы предлагаем изучить этот раздел более подробно, но в следующий раз.

Третий этап развития личности

Действительно, говоря о плавающем центре как о состоянии устойчивого неравновесия, нам в первую очередь надо разложить это выражение на составляющие.

Почему устойчивое? Только потому, что личное время имеет свой устойчивый центр, который удерживает эту полевую структуру от разрушения состоянием стабильности.

Но почему неравновесия? Потому что в этой трактовке речь идёт о том, что в таком взаимодействии находятся как минимум два центра, которые вместе составляют некий симбиоз, но не нарушающий, а если точнее, не имеющий возможности нарушить это сотрудничество.

В такой совместной деятельности заложен один пункт, открывающий возможность захвата общего, синтезированного центра. Вместе им тесно, а врозь - они не могут, вот почему обречены на борьбу за единство.

А стимулирует этот процесс само время, как раз и делающее борьбу противоположностей равновесной неустойчивостью за счёт растягивания этих отношений. Чувство возникающей опасности от этого заставляет эту борьбу стать конструктивной через сотрудничество. Вот так этот процесс обретает личное время, становясь в ряд жизненных систем.

Система волевых отношений является эталоном, принципом жизни или сосуществованием живых систем, причём как в микромире, так и в макромире, вплоть до глобальных космических организаций.

Одно живёт в другом, каждое развивается за счёт сотрудничества, используя внутренние резервы, которые являются производными тех же отношений. Значит, любая более крупная организация возникает как синтез малых, имеющих одну и ту же психическую схему.

Поэтому любое объединяющее поле не может быть воспитателем, поскольку само организовано как более позднее. Воспитателем, развивающим систему, может быть только сама система, нуждающаяся в этом процессе, а окружающее поле, как макросистема, может стать только средой, опосредованно стимулирующей и способствующей этому процессу.

Поэтому в индивидуальном плане воспитание человека - это, прежде всего, закрытый процесс, глубоко личный, и только тогда конструктивный. Любое внешнее воздействие должно играть роль побудительного мотива, который может иметь весьма разнообразные формы.

Идея таких отношений в том, что непосредственное воспитание имеет личностную тенденцию, то есть, направлено против конкретного индивидуума, в то время как корни "сорняка" остаются нетронутыми. Опосредованное же стимулирование имеет безличный характер, потому что направлено против действия, но не личности.

В этом случае уничтожаются "корни", что принципиально меняет картину. В таком подходе к проблеме человек оценивается не по его поступкам, а по его возможностям. Ущербность прямого воздействия ещё и в том, что таким образом можно изменить поступок, но не возможность, то есть добиться закамуфлированного поведения, что, конечно же, ещё более усугубляет процесс, делая его скрытым.

Предпочтительность опосредованного влияния состоит в том, что оно помогает увидеть самого себя в зеркале, а это уже является тем, что сделает для него самого невозможность проявления неадекватных поступков.

Человек - не жёстко детерминированная форма, а процесс отношений во времени, и понять человека, значит понять его пространственно - временной процесс с тем, чтобы, изменяя среду, влиять на сам процесс. Снаружи изменить его нельзя, но повлиять можно. Только сама личность может изменить процесс, но созданная им, она так же не подвластна внешним силам.

Вот почему законченная картина магического влияния будет выглядеть следующим образом. Поле влияет на "стоячую волну" и она, испытывая неудобства, тем самым терзает личность как форму, которой так не нравится. Вначале она, не желая ничего менять, будет искать возможность для того, чтобы найти для волны другое положение.

Если поле окажется настойчивым, то форма вскоре поймёт, что для волны с таким потоком нет места в этом поле. Когда это будет осознано, то форма начнёт изменять силовые линии волны, стараясь сделать её соответствующей данному полю.

Но поле ведь состоит из тех же волн! Значит, меняясь, волна меняет поле, которое уже по-другому влияет на неё. Начинается процесс взаимной коррекции - а это именно то, что и требовалось. Ведь в этом процессе и скрыта идея самовоспитания как идеальной формы развития.

Не надо строить иллюзий по поводу того, что однажды эти отношения станут идеальными и такое положение уже будет неизменным раз и навсегда. Это невозможно в принципе, так как мы живём во времени, и уже это утверждение само по себе создаёт условия для неравновесия.

Кроме того, именно за счёт него мы удерживаем равновесие в стабильных параметрах. Свобода или воля, имея уровень манёвренности, не даёт жизни умереть. Не надо стремиться к идеалу в форме - это бессмысленно, лучше поддерживать процесс развития.

Поэтому целесообразнее было бы изменить отношения между воспитателем и воспитуемым. Ошибочная схема воспитательного процесса действует следующим образом: воспитатель - центр, а воспитуемые - поле. Новое положение изменяет эту схему следующим образом.

Воспитатель является полем, а воспитуемый - центром, имеющим возможность создать ось, которая смогла бы оказывать паритетное воздействие на поле. Только в этом случае на основе взаимопонимания саморазвитие будет взаимодополняющим, а значит, и потенциально жизненным.

Не обязательно иметь какие-то методики, ведь саморазвитие - акт индивидуальный, имеющий свою психическую методику. Надо только пользоваться одним приёмом, создавать такие условия для саморазвития, которые бы не мешали или не препятствовали этой идее. Результирующим состоянием такого развития должна стать идея воина, ответственного за себя и свои поступки.

Позиция такого воинствующего субъекта будет выражаться не в принципах равнения на лидера, не в главенствующем положении, не в безличном "вместе со всеми", а в волевом проявлении духа, который, как мы уже отмечали, состоит из внутреннего согласия и внешней гармонии и подпитывается энергией Интеллекта. Разумность такого личностного "Я " отвечает духу времени.

Методическим приёмом, отвечающим этим требованиям, может стать такая игра, где действия учеников будут самостоятельными. Это очень важно, так как ученики с более сильной психикой могут подавлять слабых, развивая авторитаризм, как удобную жизненную позицию, а другие, слабые, как предпочтительную форму поведения, - угодничество и покорность.

Значит, каждый человек индивидуально самостоятелен в своём изложении, а, потому, произведения двух разных людей не сравнивают между собой, а стараются выложить из них общую мозаичную картину. Затем происходит смена позиций, и так до тех пор, пока каждый не побывает на всех местах.

После чего все эти мозаики сравнивают с тем, чтобы определить качества каждого и, показывая результаты, помогают анализировать. Через некоторое время урок желательно повторить для закрепления. Вариативность этих упражнений практически неисчерпаема.

Однако, поскольку мы ведём речь о важности и приоритете самовоспитания над воспитанием, то нужно понимать также состояния, которые будет не только переживать воспитуемый, но и созданные таким образом механизмы, сопутствующие и поддерживающие этот процесс в течение всей жизни.

Прежде всего - это состояние Ученика, затем состояние Учителя. Спустя некоторое время появляется Исполнитель, за которым следует Корректор, и только потом - Созерцатель.

Такой порядок не предполагает замену одного состояния другим или переключение в произвольном режиме. Это порядок набора внутренних возможностей, которые, не исчезая, тем не менее, образуют цельную единую структуру, составляющую личностное "Я".

Именно посредством этих состояний личность не только занимается саморазвитием, но и общается с внешним миром, причём, взаимопонимание достигается за счёт того, что язык общения точно дифференцирован относительно состояния источника.

Имея полный набор активных форм, человек без труда сможет не просто понимать мир, но и соответствовать ему.

П. Веденин, 1999