Все занятия, упражнения, даже просто жизнь, требуют от человека проявления очень многих качеств.
Но об одном из них следует сказать особо, потому что, наверное, достичь его совершенства труднее всего. Я говорю о дисциплине. Не надо путать ее с муштрой, подчиненностью и прочими атрибутами насилия.
Дисциплина в нашем изложении - это не только гармонизация ума и психики, но и обязательное приятие "усердия духа". Дисциплина личности находится в полном соответствии этих трех составляющих между собой, и в этом заложена мудрость.
Надеюсь, вы смогли убедиться в том, насколько непросто упражнение, приведенное в параллельном выпуске "Воина". Тем не менее, хотелось бы, чтобы вы достигли результата и в нём.
Дело не в том, что продолжение занятий по системе находится в прямой зависимости от последовательности освоения задания. Однако это желательно при занятиях по базовой схеме. А любое знание, выработанное прежде, служит для освоения последующих.
Хотя, получив даже частичное знание, вы можете продолжать обучение, но при этом помнить, что у вас есть долг перед самим собой. А долги надо оплачивать.
Просто одна задолженность повлечет за собой другую и так далее. Это выльется в небрежность, и закончится простой потерей времени и непростым поражением.
Так в чем же тогда смысл и есть ли мудрость? Не надо включаться в действие, если вами не было принято обдуманного решения по этому поводу. Но раз приняв решение, необходимо действовать настойчиво, целеустремленно, с уверенностью.
Прежде всего, это относится к вашему духу, который определяется чувством внутреннего согласия - чести и состоянием внешней гармонии - совести, что мы и определяем как состояние свободного духа или воли.
Вот с этих позиций и давайте продолжим работу по формированию внимания, а также его настойчивости. В этом ключе вам предлагается следующее упражнение.
"Спички"
Возьмите пять спичек, и расположите их перед собой на столе. Нужно, чтобы они напоминали бы вам блок шпал либо пешеходную дорожку, как если бы Вы стояли на обочине, лицом к дороге.
Расстояние между спичками, лежащими параллельно друг другу, пусть будет два-три сантиметра.
Возьмите первую, ближайшую к вам спичку двумя большими пальцами рук так, чтобы подушечки пальцев зафиксировали эту спичку с ее обоих торцов. Плавно поднимите над столом. Затем, не теряя контроля над первой спичкой, начинайте таким же образом поднимать вторую, используя для этого уже ваши указательные пальцы.
Поднимите и, удерживая уже две спички, начните подъем третьей, но теперь средними пальцами. Также продолжая это упражнение, вы поднимите четвертую - безымянными и пятую - мизинцами.
При этом предплечья рук не должны опираться на стол, а свободно двигаться от плеч. Те пальцы, которые удерживают контроль над спичками, не должны соприкасаться между собой.
В некотором смысле, пальцы необходимо растопырить, но при этом нужно обязательно удержать и выровнять между собой спички.
Упражнение тогда считается освоенным на начальном уровне, когда вы, следуя обратному порядку, то есть начиная с мизинцев и так далее, сумеете положить все спички обратно на стол так, как они были расположены прежде, до подъема.
Если при возвращении на место окажется, что они прилипли краями к пальцам (обычно это бывает там, где находится сера), то вы эту трудность также должны решить.
Она входит составной частью в условие задания. Для этого можно использовать тот палец, который уже освободился от своего конца спички. Просто прижмите им спичку к столу, и она отцепится от второго.
Чувственная концентрация на внимании даст вам очень хороший урок относительно состояния и управления вашей психикой вообще, а также организации двигательных навыков в самом тонком их исполнении, в частности.
"Шары"
Кроме того, на этом этапе, я бы вам порекомендовал научиться вращать два шара в кисти пальцами. Можно использовать для этих целей грецкие орехи. Их выпуклости при вращении будут служить в качестве массажора ладоней.
Вращения должны быть освоены как в одну сторону, так и в другую. Затем, усложняя задание, можно делать вращение шаров при развернутой тыльной стороной вверх кисти.
Можно работать двумя руками одновременно - для этого уже понадобится четыре ореха. При этом направление вращений может варьироваться в произвольном исполнении. В дальнейшем в этот процесс могут быть включены вращения кистей в запястьях.
"Монетка"
Еще одно хорошее упражнение, суть которого заключается в непрерывном перекатывании монетки по поверхности основных фаланг пальцев, расположенных горизонтально.
Сначала край монетки зажимается между большим пальцем и указательным у основной фаланги, а затем, волнообразным движением последующих переворачивая монетку, нужно перекатить ее по направлению к мизинцу, после этого - в обратном направлении.
Для выполнения занятия можно использовать современные пять рублей или советский железный рубль, но не юбилейный, а простой. Как правило, он удобней для средней взрослой руки.
При выполнении задания важно получить ощущение бегущей волны. Значение имеет чувство непрерывности, текучести формы.
Трудитесь. До встречи.
П. Веденин, 2000