Обращение к читателям:
Учитывая важность и цельность заданной в вопросе и развернутой в ответе темы, мы приняли решение выделить данную переписку в отдельную статью Библиотеки "5vetrov".
Всего доброго,
Ли Хоа, 08.11.2006
Вопрос:
Здравствуйте, Павел!
Я хотела бы узнать Ваше мнение по поводу последних событий в России, связанных со всплеском националистических настроений среди населения. Я имею в виду "Русский марш", неадекватное реагирование на нелегальную иммиграцию, экстремистские попытки обратить на себя внимание национал-большевистских партий и пр. Как Вы считаете, с чем связано появление такой лютой ненависти к лицам неславянской национальности?
Я живу в Москве около (...) лет, сама по национальности (...). За всё это время в столице никогда не сталкивалась с какими-либо проявлениями ксенофобии в свой адрес, и даже не задумывалась раньше над этим. Но в последнее время это начинает меня беспокоить. Если честно, я боюсь физического насилия, и мне неприятно думать о том, что в любой момент в общественном месте кто-нибудь из нацистов может что-нибудь такое по поводу меня предпринять.
Скажите, пожалуйста, как в принципе реагировать на какие-либо выходки подобного рода? Как вообще к этому относиться и противостоять?
Ответ:
Здравствуйте.
Национализм, расизм, ксенофобия.
Те события, о которых Вы говорите, нельзя считать происходящими только в наши дни. Время от времени, но с завидной регулярностью, они происходят всегда и в любой стране, относясь не только к лицам неславянской национальности, но и к славянской тоже, - вспомните историю.
Это происходит тогда, когда для этих проявлений возникает соответствующая им подоплека. Следовательно, мы обнаружили первую опорную точку для возникновения данного явления: это благоприятствующие внешние силы.
Далее: как бы ни были хороши внешние условия для проявления этих сил, но если нет для возникновения заданного процесса необходимой питательной среды, то и никакие условия не смогут реализовать имеющийся в них потенциал. Это вторая точка.
И последнее: если мы говорим о процессах, созданных людьми, то нельзя не учитывать и внутренних условий, которые должны присутствовать в каждой отдельной личности - это будет третьей опорной точкой нашего аналитического исследования.
Здесь я говорю не столько о характере, который является следствием этих, заданных природой, условий, сколько о генетической индивидуальности, которая имеет своё представительство не только на материальном уровне иммунной системы, но и в её психологическом отделе.
Другими словами, сфера деятельности иммунной системы человека представляет собой дуальный механизм, активность которого на материальном уровне выглядит, как воздействие, а на психологическом - как влияние. Давайте теперь выделим эти три базовых пункта.
Первым мы обозначили т.н. "внешние силы". Под вторым номером находится "питательная среда". И третьими будут "внутренние условия". А теперь разберёмся в сути каждого пункта по отдельности.
1. "Внешние силы".
Под этим термином можно поставить такую расхожую фразу: "если что-то происходит, значит, это кому-то нужно". Другими словами, в этом мире ничего не может происходить без соответствующей на то причины.
Следовательно, под "внешними силами" надо понимать наличие каких-то конкретных личностей, которым нужны эти проявления, а значит, они не только должны провоцировать их возникновение, но и будут всячески поддерживать их активность.
Так что это за причина, которая толкает людей на столь радикальные меры? И по этому поводу можно сделать только одно заключение: речь идёт о стремлении к власти. Но поскольку все дипломатические пути уже имеют множество последователей, то выделиться на этом направлении без выдающихся способностей либо связей не представляется возможным.
Следовательно, нужна какая-то другая "карта", пусть-то жёсткая и радикальная, но зато с резко выделенным акцентом и обладающая специфическим привкусом. Вот тогда можно оказаться на виду, создав для себя таким кровавым способом пусть и скандальную, но всё же известность.
А там уже можно работать, любыми способами рекрутируя под эти мрачные стяги не только своих идейных сторонников, но и людей с неустойчивой психикой, которые, изначально имея всевозможные комплексы, подвержены различным фобиям, а значит, и легко внушаемы.
Сегодня лидеры таких движений известны, они не прячутся, и, даже наоборот, выпячивают себя, выставляясь перед обывателями этакими "фюрерами", страдающими во имя народного счастья. Но в истине они не представляют собой никакой реальной силы - это просто хорошо оплачиваемые исполнители чужих замыслов.
А вот те, кто сидит за политическим столом и, являясь идейными вдохновителями, тайно разыгрывает эту националистическую карту, на первый взгляд, не видны. Они не рекламируют себя открыто, т.к., будучи приверженцами теневых методов, предпочитают двигать фигуры, разыгрывая свою партию чужими руками, что им с успехом и удаётся.
2. "Питательная среда".
Здесь речь пойдёт о том, что мало начать процесс: его надо поддерживать с тем, чтобы он прогрессировал. Иначе его содержание станет настолько обременительным для создателей, что конструкция данной идеи, не выдержав собственного "веса", однажды рухнет.
В общем, для любого дела, чтобы оно было успешным, необходим катализатор, как усилитель и ускоритель заданного процесса. Чем же в рассматриваемом нами вопросе может быть т.н. "питательная среда"? Внимательный взгляд сразу же выхватывает два основных направления этой темы.
Речь идёт о том, что, будучи по основным показателям социальной востребованности самой уязвимой частью населения, молодёжь была брошена государством на произвол судьбы, оказавшись бесконтрольной и предоставленной самой себе.
Но, как говорится, "свято место пусто не бывает". Вот его и заняли те силы, которые на тот момент оказались более предусмотрительными и организованными. Следовательно, одной из "питательных сред" можно считать отсутствие необходимого и достойного государственного внимания к проблеме воспитания молодёжи, ее нуждам и надеждам.
Неудивительно, что некоторая её часть, оказавшись в состоянии социальной неустойчивости и не видя для себя выхода из жизненного тупика, с радостью откликается на призывы тех, кто указывает им направление, в котором они должны двигаться. И, не обладая достаточной критичностью, их сознания подчиняются чужой воле, не понимая того, что она - чуждая.
Ну, и вторым направлением темы "питательная среда" мне видится то состояние нашего сегодняшнего общества, которое можно охарактеризовать, как: каждый сам за себя, т.к. все против всех. Естественно, что в среде, где действует такой "волчий закон" и не работает конституционное право, индивидуум обречён.
Поэтому общество, стремясь к самосохранению, сразу же вынуждено было разделиться на кланы, семьи, группы, бригады, сообщества и т.д. Каждое из этих объединений имело своё направление деятельности, а также соответствующую структуру, при которой данная схема могла заявлять о себе в полную силу, не опасаясь быть раздавленной.
А значит, и каждый член данного объединения начинал чувствовать себя не только нужным, но и защищённым. Это придавало ему как в своих глазах, так и в глазах окружения большую ценность и значимость, подчёркивая тем самым верность выбранного им пути.
Вот те внешние условия, которые в полной мере способствовали и, что важнее всего, продолжают способствовать выживанию этих группировок.
3. "Внутренние условия".
Если ранее мы говорили о тех проявлениях, которые можно отнести к субъективным положениям, то теперь речь пойдёт об их объективном аспекте. И, как бы это ни было прискорбно, имеющие место факты в какой-то мере могут быть объяснены существующими законами природы, действующими в каждом человеке и утверждающими его индивидуальность.
Заметьте, что в животной среде такого явления не существует, т.к. там действует только один принцип - выживаемость. В человеке же имеется ещё и психологический подуровень этого стремления - самоутверждение. Но, при низком уровне развития личности, самоутверждение выглядит как утверждение себя.
Невзирая на тождество звучания этих понятий, они принципиально отличны друг от друга. Самоутверждение, опираясь на самолюбие, действует через возвышение своего качества над другими. А утверждение себя, опираясь на себялюбие, действует посредством подавления других. Да, цель одна, но радикально отличаются способы достижения результата.
Поэтому, говоря о том, что природа снабдила человека несовершенным механизмом жизни, мы бы ошибались. Конечно, в том виде, в каком мы видим деятельность этого "механизма", он не может быть признан совершенным. Но ведь природа и не утверждает этого.
Она как бы говорит нам: "вот вам исходный материал, требующий развития, и вот инструмент, с помощью которого можно этот материал улучшать". Причём одним является наша сознательность, а вторым - ментальность.
Процесс же совершенствования представлен взаимодействием их обоюдных усилий, обусловленных причинно-следственной связью. Но вернёмся к теме "внутренние условия", которые были названы - объективными, т.е. неизменными.
С одной стороны, такое утверждение звучит тревожно, т.к. указывает на то, что позыв психики, несущий в себе отрицательный уклон, неизбежен. Но мы уже не раз говорили о совершенстве природы, и её творчестве относительно самого человека. Поэтому давайте сначала разберёмся в сути этой объективности, а потом будем делать выводы.
Так вот, как уже говорилось, наша иммунная система дуальна и проявляет себя как с биологической позиции, так и с психологической. Но если речь идёт об одной системе, следовательно, можно предположить следующее: в своей основе эти позиции должны быть подобны.
А что является основополагающим принципом иммунной системы? Это отторжение всего чужеродного! И если на материальном уровне этот принцип действует по отношению к вирусам, микробам и привнесенным тканям, то на психическом уровне он проявляется, как нетерпимость ко всему чужеродному.
В первую очередь это относится ко всему тому, что имеет выраженные отличия от позиции, с которой рассматривается тот либо иной вопрос. И это не только понятно, но и объяснимо, т.к. всё иное непонятно, а значит, и подозрительно, из чего делается вывод о возможной опасности, исходящей от такого объекта или субъекта.
И примитивное сознание, чувствуя свою слабость, говорит: лучше опередить, чем опоздать. В общем, оно действует, следуя принципу: сначала стреляй, а потом спрашивай - кто идёт. Именно поэтому люди одной расы с предубеждением относятся к тем представителям, которые имеют иной цвет кожи и другую форму лица.
По той же причине люди одной национальности с тревогой контактируют с людьми другой нации и т.д. Это объективно, т.к. заложено в нас природой с целью нашего же самосохранения. Однако мудрость природы велика, поэтому она в нас же заложила и другой принцип - коллективной безопасности.
Получается, что, с одной стороны, человек стремится к индивидуализму, но, с другой, невольно тяготеет к общественному укладу. Вот между этими двумя психологическими позициями и возникает тот процесс, который призван развивать в нас личность.
Поэтому люди сначала сплачиваются на семейной базе, связывая её своей наследственностью, затем на национальной основе, которая скрепляется религией. После чего, распространяясь, религия, захватывая новые территории, начинает включать в себя и другие национальности.
Таким образом, становится возможным сплочение людей, имеющих различные национальности. Но при этом религиозность, невольно ослабляя свою хватку, уступает место более мощному стимулу - финансам, удовлетворение которого может удержать людей от разобщённости.
Речь идёт об экономической заинтересованности на взаимной основе. Но теперь экономика, превращаясь в глобальную систему, расширяясь, стремится уже не захватывать, а охватывать всю территорию нашей планеты. Теперь уже в единый круг вращения втягиваются представители других рас, объединяясь под эгидой властности.
Вот когда становится видно, что взаимная интеграция населения планеты есть позитивное следствие развития сознательности в людях, а не их деградации. Да, каждый из нас, будучи даже самым совершенным, тем не менее, продолжит нести в себе все заложенные природой качества, в том числе и свою иммунную систему, обеспечивающую нашу индивидуальность.
Но при этом мы должны осознавать и другое: люди способны выжить в этом мире только в коллективном содружестве. Отсюда в отношениях между людьми подозрительность, опасение, нетерпимость и, как следствие, злобность, посредством развития должны быть заменены внимательностью, осторожностью, аккуратностью и толерантностью. Видите, как объективность может быть подвергнута корректировке личной субъективностью.
Но это было всего лишь аналитическое исследование причин, порождающих данное явление. Теперь, на его основе, можно сделать необходимые выводы, указывающие направление тех перемен, которые требуется произвести, если мы хотим двигаться в русле жизненного конструктивизма.
Однако решение этой проблемы, для того чтобы можно было в реальности увидеть более-менее позитивные результаты, может быть растянуто во времени на довольно значительный срок. А каждому из нас хочется найти ответ, хотя бы для самого себя, здесь и сейчас.
Вас, очевидно, интересует именно такая постановка вопроса. Если рассматривать его со стороны рядового гражданина, то здесь рекомендации могут быть просты. Не надо без нужды ходить по вечернему и, тем более, ночному городу в одиночку.
При перемещении необходимо заранее выбирать улицы и транспортные средства, которые Вы намерены использовать, а не пользоваться первым, что придется на ум. Не надо одеваться и, тем более, вести себя вызывающе, что может не просто привлечь внимание, но и спровоцировать нападение.
Если же такой инцидент всё же произошёл, то многое может решить место и те люди, которые Вас окружают. Постарайтесь, не вступая с нападающими в полемику, тут же покинуть место конфликта, не позволяя ему разгореться в полную мощь. А если это всё же произошло, то, яростно сопротивляясь, кричите во всю силу своих легких, призывая людей и, в первую очередь, милицию, на помощь.
Спонтанное нападение, если его не провоцировать, вряд ли возможно. Но вот целенаправленные акции всегда имеют определённый сценарий, который, при необходимой доли внимания, можно увидеть и даже предусмотреть, что и позволит заблаговременно принять необходимые меры безопасности.
Удачи.
С уважением,
П. Веденин, 05.11.2006