Мы уже не раз говорили о достоинствах такого состояния, особенно если оно осознанное. Именно наблюдатель делает поступки, действия человека более осознанными, а значит, результативными.
Это происходит потому, что человек, участвующий в действии, заинтересован в происходящем и предвзят. И отсюда в нем невольно, хочет он или не хочет, возникает чувство вожделения, состояние гипертрофированного эмоционального переживания. Все это делается в угоду Эго, пренебрегая истиной.
Если "Личностное Я", понимая пагубность эгоцентричной предвзятости, способно выделить наблюдателя и через него получать верную информацию, то это обязательно принесет личности большую пользу.
Наблюдатель, как бы выведенный за скобки происходящего, способен воспринимать оком эмоционально уравновешенного свидетеля, что дает ему несомненные преимущества для создания объективного мнения и позволяет видеть ошибки участника и неиспользованные им ходы. Наблюдатель тактично указывает на неточности действующего лица, дает советы ему в виде предложений, но не в форме диктата.
Так ненавязчиво, интеллигентно должен работать наблюдатель, понимая увлеченность участника. Тот же не должен пренебрегать тихими, но меткими замечаниями советника.
Именно в такой связке они способны достичь успеха. Практика показывает, что человек, обладающий внутри своего сознания такой сбалансированной парой, намного выше и качественнее справляется практически с любой задачей. Ведь этот же принцип может быть использован не только при решении внутриличностных проблем, но и социальных трудностей, в общении с другими людьми.
Можно в качестве примера привести указ действующего президента Российской Федерации, в котором узаконивалось разделение всей подвластной ему территории на семь округов, регионов и во главе каждого ставился представитель президента как наблюдатель.
В его функции входит помощь губернаторам в управлении. Эта идея в принципе неплохая, но давайте спрогнозируем, как она будет воплощаться в действительность. Те представители президента, которые были направлены для этих целей, начинали вмешиваться в дела губерний, за которые они ответственны.
Да, желание улучшить положение дел в округах понятно, но их ошибка в том, что такие представители начинали действовать напрямую, как участники, по сути пытаясь дублировать задачи губернаторов.
Такая вовлеченность только ухудшает тяжелое положение регионов, превращая и без того раздутый управленческий аппарат в некого монстра со сложной иерархией взаимоотношений и спутанными функциями.
Позиция нашей школы такова: нет никакой надобности дублировать функции губернаторов деятельностью этаких макси-губернаторов - это масло масленое в положении дел. Действительно, представители президента на местах, в регионах очень нужны. Но в качестве кого? С какими задачами?
Они должны быть чистыми наблюдателями. Такой человек-тень или человек-призрак должен иметь право присутствовать на любых совещаниях, собраниях или конференциях, проводящихся в "его" округе.
Он должен иметь возможность бывать на любых предприятиях, учреждениях, чтобы иметь достоверную информацию. Он нигде никогда не должен выступать, давать советы, вмешиваться, на него не должны обращать внимания, а он - не провоцировать участников событий.
Мало того, с таких наблюдателей не должны спрашивать за неудачи, промахи, которые могут случаться на подведомственных им территориях. Ответственность за неудачи должны нести губернаторы, которые своими действиями допустили возможность оплошностей.
Для чего нужно снять всякую ответственность с наблюдателя? Для того чтобы не отягощать его внимание чуждыми ему заботами, позволить ему сконцентрироваться только на сборе достоверной информации.
Когда он будет не связан путами, о которых мы уже говорили, он сможет свободно перемещаться по своему округу, занимаясь лишь наблюдением.
О результатах своей работы он мог бы докладывать либо напрямую президенту, либо специальному совету по наблюдателям, которые занимались бы сбором, обработкой информации по всем округам, приведению ее в упорядоченное состояние перед подачей президенту на рассмотрение. Возможно, такой совет мог бы устранять некоторые проблемы самостоятельно, спуская приказы уже непосредственно губернаторам.
Такая буферная коррекция их деятельности значительно снимет напряженность между участниками и наблюдателями, так как хозяйственники не будут знать наверняка, откуда пришла информация об их проделках или оплошностях.
Хотя трезво оценивающий действительность управленец сам понимает, что действия наблюдателя не мешают, а только способствуют его работе. Итак, вся структура взаимоотношений ветвей власти могла бы выглядеть так.
Губернаторы напрямую участвуют в управлении территорий, а наблюдатели - опосредованно, через координирующий совет при президенте. Таким образом круг замыкается, и наблюдатель выведен из проявленных участников.
Такую же функцию можно было бы ввести еще и при разработках каких-либо идей, например, в научно-технических институтах. Работу участников нужно распределить по нескольким лабораториям, которые обособленно друг от друга разрабатывают идею, идя каждый своим путем, что будет весьма конструктивным и исключит стереотипность подходов к решению одной и той же проблемы, сохраняя авторство определенной группы исследователей.
Но чтобы предотвратить тупиковые ситуации при исследовании, должна быть утверждена должность наблюдателя с соответствующим обязанностям образованием. Он должен иметь возможность смотреть любые чертежи в любых лабораториях, иметь доступ к любой профессиональной информации.
Что это дает. Во-первых, он является единственным, кто видит всю картину событий в целом. Наблюдатель в этом свете после увязывания всех разработок докладывает свои выводы управлению завода или института.
И управление передает правку каждому отделению конкретно по его вектору, подсказками давая оживление новым видением проблемы. Так постепенно собирается результат - все лаборатории решают поставленную задачу, но каждый со своей стороны, обеспечивая многосторонность и многоплановость открытия.
Возможно, такой подход не только позволит скорее решить главную задачу, но и даст новые зоны для исследований, а то и попутно устранит невидимые ранее проблемы.
Такая техника наблюдателя должна использоваться во всех областях науки, техники, искусства, политики. Важно понять, кем должен быть такой наблюдатель, работа которого требует особых качеств личности.
Мы считаем, что он должен быть обязательно образован, объединяя в себе познания как психологии, так и философии, что является залогом для человекознания.
Наблюдатель заведует не процессом производства, а курирует состояние людей, продуцирующих идеи. Поскольку желательна коррекция деструктивных течений в отношениях людей как внутри себя, так и снаружи, то встает необходимость того, чтобы наблюдатель был магом, потому что только он способен реально влиять на социум.
П. Веденин, 2000