Термин "нравственность" обычно трактуется как совокупность качеств, должных присутствовать в развитом человеке. К ним относятся: духовность, моральность, этичность, эстетичность, совестливость, честность и т.д.
Вместе с тем, нравственность считается проявлением такого потенциального качества психики, как нрав, который приравнивается к характеру.
Так, о некоторых личностях говорят: "норовистый", имея в виду - характерный, т.е. с сильным характером. Но во всех этих определениях имеется некоторая неточность, которая искажает всю картину человеческого сознания.
Дело в том, что при рождении ребёнок наследует от своих родителей определённый генетический тип, который состоит из целого ряда качественных признаков, называемых чертами характера, а вкупе - характером.
Это генетическое наследие в будущем будет служить основой для того, чтобы на "теле" характера создавалась надстройка развития. Почему именно так? А потому, что фундамент, заложенный под строение, должен быть не только прочным, но и устойчивым, что является гарантом надёжности.
Впоследствии само здание может как угодно видоизменяться, модернизироваться, достраиваться. Но оно всегда будет отвечать главному условию жизни: обеспечивать выживаемость.
Именно поэтому характер человека невозможно изменить, развить, что-то добавить к нему или отнять. Это неизменная и постоянная целостность.
Жизнь, наряду с прямолинейностью, жёсткостью и даже, иногда, жестокостью, требует от психики проявления и других качеств. Например таких, как: гибкость, пластичность, мягкость. Эти составляющие в характере имеются, но представлены они в определённых пропорциях, что и определяет его индивидуальность.
Проблема же состоит в том, что между этими качествами не налажена устойчивая симбиотическая связь. Поэтому, развиваясь, человек занимается тем, что создаёт и организует эту самую систему взаимодополняющих контактов. То есть, из характера "выделяются" его базовые черты, и "обвязываются" причинно-следственными связями.
Так на фундаменте характера создаётся всё более и более развивающаяся нравственная оболочка. Жесткая основа и гибкая надстройка, со временем, организуют тот самый Нрав, который проявляет новое качество психики - нравственную упругость. Вершиной же этой пирамиды является осознание.
Так, для того чтобы "вырастить" пирамиду нравственности, надо выделить из характера его качественные грани и увязать их между собой в прочный узел. А затем, создав надёжный фундамент, на его основе приступить к формированию новых связей, которые, разрастаясь, и станут нравственной надстройкой.
См.:
Путь Любви,
Зона свободного внимания,
Техника психоанализа по школе "Встречный ветер".
Мы видим, что эта конструкция состоит из двух частей: фундамента и надстройки. Причём фундамент разрастается из "одного" к общему, а надстройка срастается от общего к "одному". Единицей фундамента является - характер, а единицей надстройки - осознание. Основа представлена платформой общности или нрава.
Исходя из данного образного построения, предложенная Вашему вниманию конструкция была названа "Кристаллом". А поскольку в её основе лежит платформа нрава, то и сам "Кристалл" получил имя собственное - "Нравственности".
Таким образом, "Кристалл Нравственности" - это характер, приложивший свой потенциал к развитию осознанности.
Выделенные нами шестнадцать граней определяют каратную мощь данного кристалла. А его качественная сила представлена "нарезкой" каждой из заявленных граней, а также их "полировкой". Где под "нарезкой" понимается многообразие и разносторонность направленного внимания, а под "полировкой" - их совершенство.
Кристалл гармоничен и сбалансирован. Его конструктивной особенностью является наличие трёх обвязывающих векторов (поперечного, диагонального и продольного). Они не только объединяют и увязывают, но и соединяют грани, создав целостную, взаимодополняющую и целенаправленную энергетическую структуру.
Основная продольная ось идёт от грани "образованность" к грани "властность". Но, обладая целенаправленным вектором, она проходит через "сексуальность" и "личностное Я". По обе стороны от неё имеются ещё четыре продольных вектора, которые, являясь вспомогательными, тем не менее, балансируют обе части кристалла.
Так, культурность идёт к вере через художественность. А творчество соединено с интеллектуальностью. По другую сторону от продольной оси координированность соединена с волей через музыкальность, а созидательность - с ментальностью. Все вместе они представляют собой динамичную сторону процесса созидания.
Основная поперечная ось соединяет грани интуитивность и логичность, проходя через художественность и музыкальность. По обе стороны от этой оси также располагаются ещё четыре поперечных вектора, которые не только являются вспомогательными, но и балансируют верхнюю и нижнюю части кристалла.
На верхней части кристалла интеллектуальность связывается с ментальностью, проходя через "личностное Я". А вера объединяется с волей. На нижней части кристалла вспомогательные поперечники связывают творчество с созидательностью через сексуальность. А культурность - с координированностью.
Диагональные вектора отличаются от первых двух тем, что не имеют чётко выраженной оси. Но зато они обладают двумя углами наклона и восемью увязывающими линиями - по четыре в каждую сторону. И ещё: именно они придают "полноту" кристаллу, за счет чего становится возможной "нарезка" его качества.
Если рассматривать диагональные вектора с правосторонним уклоном, то видим, что интуитивность связана с властностью, проходя через интеллектуальность и веру. Творчество соединено с волей, пронизывая художественность и "личностное Я". Культурность цельна с ментальностью, включая сексуальность и музыкальность.
И завершает этот правосторонний уклон образованность, соединённая с логичностью, при этом включая в эту связь координированность и созидательность. Левосторонний уклон состоит из следующих диагоналей. Логичность направляется к властности, проходя через ментальность и волю.
Созидательность связана с верой посредством музыкальности и "личностного Я". Координированность направлена на интеллектуальность, проходя через сексуальность и художественность. Ну и последняя, четвёртая диагональ, связывает образованность с интуитивностью, присоединяя к себе культурность и творчество.
Сплошные линии указывают на то, что данные связи являются прямыми, т.е. непосредственными или рабочими. Пунктирные линии говорят о том, что указанные на схеме связи являются косвенными, т.е. опосредованными или целевыми. Как видно на схеме, к целевым линиям относятся только продольные связи.
Отсюда, следуя закону кристалла, видим, что поставленная цель всегда должна быть чётко определена. Но путь к ней никогда не прокладывается напрямую, всегда имея к ней несколько подходов. Это обеспечивает не только надёжность достижения цели и своевременность этого процесса, но и полноту его энергетики.
Посмотрите, как организуется процесс по достижению сначала этапных, а затем уже и перспективной целей. Поскольку цель является опосредованной "мишенью", на передний план выступает то, посредством чего возможно достижение этой цели. А таковым средством является только сам процесс.
Если мы определили, что нашей основной задачей будет постановка цели, то мы это и делаем, обозначая её как - властность. Но, в то же время, ставим и вспомогательную задачу: организовать процесс развития нашей данности, т.е. характера. Однако это непросто - реорганизовать косную систему в прогрессивную.
Так, видя, что до основной цели слишком далеко, ставим ряд этапных целей. И, замкнув контур схемы, начинаем процесс наполнения её "граней" энергией действия. Началом является насыщение грани "образованность" процессом накопления информации - с последующим переводом её в знание и умение.
Этапной целью "образованности" является развитие такого качества психики, как "сексуальность". Но непосредственно добиться этого результата невозможно, поэтому наша цель переводится в разряд опосредованных. А непосредственно начинается дуальный процесс по совершенствованию своей индивидуальности.
Поскольку мы говорим, о том, что этот процесс проходит по двум направлениям, то давайте их определим. На схеме показано, что ими являются процессы, направленные на развитие культурности и координированности. Понятно, что речь идёт не об узкой направленности данных процессов, а о широком спектре их палитры.
Добившись определённого (неокончательного) уровня развития по этим показателям, психика, совместив их в симбиотическом единстве, приобретает новое состояние самовыражения - сексуальность. Но культурность, стремясь к полному выражению своей энергии, ищет себя в новом проявлении, создавая творчество.
А координированность, также выработавшись наполовину, приступает к созидательности. И теперь мы получаем уже две пары направлений развития с общим центром - сексуальностью. Так творчество и сексуальность рождают художественность. Сексуальность же и созидательность - музыкальность.
Творчество, продолжая свою активность, приходит к интуитивности, а созидательность - к логичности. Может возникнуть вопрос: а почему творчество и созидательность продолжили себя в дуальности, а сексуальность - нет? Но если мы посмотрим на схему, то увидим, что и сексуальность была дуальна, участвуя в создании как художественности, так и музыкальности.
Итак, мы вышли на т.н. "платформу", составленную из интуитивности, художественности, музыкальности и логичности. Вот, собственно, с этого момента и начинает подниматься та самая "пирамида нравственности", которая будет взращена на платформе, образованной фундаментальными чертами характера.
Отсюда творчество, соединяя интуитивность и художественность, приводит путь развития к интеллектуальности. А созидательность, через музыкальность и логичность, - к ментальности. Но мы получили ещё одну, третью пару - художественность и музыкальность. Так вот: через неё сексуальность приводит нас к обретению "личностного Я".
И вновь мы имеем только две пары. Первая, состоящая из интеллектуальности и "личностного Я", даёт возможность художественности привести наше развитие к обретению чувства веры. А вторая пара: "личностное Я" и ментальность позволяет музыкальности развить чувство воли.
Вот только теперь мы подошли к завершающему циклу в процессе развития осознанности. Чувства веры и воли, объединённые "личностным Я", теперь могут претендовать на то, чтобы властность закрепилась на вершине нравственной пирамиды. Конечно, здесь был показан только принципиальный механизм действия.
Мы ничего не говорили ни о нарезке граней кристалла, ни об их полировке. Но это будет уже другая тема. В этой же статье мне хотелось показать Вам основные направления для того, чтобы личностный рост каждого осознания мог быть поднят на более высокую планку посредством специальной работы по программе "Встречный ветер".
П. Веденин, 26.11.2005