A A A A Автор Тема: Золотое сечение Пути (религия и школа)  (Прочитано 4288 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Часть 1

Новая концепция жизни в современном российском обществе не только обострила застарелые социальные "болячки", но и породила новые.

Всем этим невзгодам отечественная культура, изрядно потрепанная жизненными бурями, судя по всему, пока никак не может хоть что-то противопоставить.

Конечно, можно бесконечно говорить о том, что наше государство не проявляет в отношении населения достаточной заботы (узаконенной, кстати, основным законом - конституцией).

Нельзя сказать, что властными структурами ничего не делается для того, чтобы это положение вещей менялось к лучшему. Это не так.

Особенно это заметно в деятельности администрации, возглавляемой В.В. Путиным. Но, вместе с тем, стала заметна, а нередко и проявляется, агрессивность оппозиционных течений.

В результате все реформы, а вместе с ними и жизненное благополучие людей, изменяется к лучшему очень медленно. К тому же все это обостряется чиновничьей коррупцией, организованной преступностью и уличным криминалом.

Под прессом всех этих проблем наиболее страдает самая уязвимая часть общества - трудовое население. Оно, кстати, не только является абсолютным большинством, но и основным производителем ценностей.

Неудивительно, что возмущение доведенных до отчаяния людей зачастую переходит границы гражданского повиновения и выливается в забастовки и демонстрации протеста.

Но хуже всего то, что нередко часть трудового населения, устав от борьбы и не видя никаких перспектив в обозримом будущем, просто перестает быть частью социума, переходя на уровень существования.

Другие, более востребованные, просто покидают Родину, ища (и нередко находя), признанность на чужбине.

Все эти проблемы еще более усложняют наше жизненное состояние. Поэтому неудивительно, что тревога за Россию, ее судьбу, стала общественной болью в сердцах тех людей, которым небезразлична Отчизна.

Именно с этих позиций выступают различные именитые личности, поднимая вопрос об утраченных культурных ценностях. Особенно остро ставится вопрос о религиозной вере, которая представлена в России в виде православия.

Конечно, являясь частью нашей истории, православие безусловно занимает определенную нишу в обществе. Однако наше государство является много конфессиональным, а это значит, что подобные ниши занимаются также и другими религиями.

Для прихожанина его религия единственно правильная, так как основана на догмате веры. Естественно, что так рассуждает каждый верующий.

Вот вам налицо не только противоречивая убежденность, но и подогретая фанатизмом почва для конфронтации. И никто не уступит в этом положении ни пяди веры, ведь вопрос стоит о жизни.

Достаточно вспомнить, как ведется борьба между родственными религиями - католичеством и православием - а ведь это все христианство. Что же мы хотим от других религий?

Очевидно, что конфессиональные позиции всегда были и будут категоричными, бескомпромиссными. Поэтому, когда хотят ввести в школьные программы такой предмет как "Закон божий", то это недальновидное однобокое решение чревато самыми серьезными осложнениями в нашем многонациональном обществе.

То же относится и к такой форме, как факультатив. Ведь ясно, что при этом культивируется властью лишь одно направление веры, остальные же попадают под определения "пасынков".

Также неконструктивен универсальный подход к религиозной тематике: всего понемногу, обо всем по чуть-чуть. Такое поверхностное изучение принесет больше вреда, чем пользы.

Для того, чтобы возникла культура какой-либо религии, необходимо ее тщательное и длительное изучение. Обзорный же просмотр выльется в сравнительные анализы, которые лишь подольют масла в огонь вражды.

Есть также и предложения, рекомендующие следующие новации: "Давайте вычленим из известных религий наиболее культурно и общественно значимые позиции и на этой основе создадим новую безличную религию, так как в ней не будут звучать слова пророка, как божьего посланника". Видимо, эту роль автор такой идеи оставил себе.

Как же решали эту проблему в старые времена? Принималось единственно верное решение, которое обязывало все общество находиться под крылом единой религии. Все остальные считались еретиками и подлежали уничтожению. Так раньше решался вопрос о консолидации общества.

Понятно, что современная цивилизация не может допустить подобные формы религиозных прививок. Однако вопрос о догмате веры не допускает компромисса и проблема обостряется все больше и больше, так как не имеет никакого решения. По старому - нельзя, по-другому - не знаем как.

Но не знаем ли на самом деле или просто не можем заметить очевидные вещи? Прежде всего, религиозная подчиненность базируется на глупости, безграмотности и сопряженными с этими недостатками - страхами.

Все эти качества являются неотъемлемыми чертами цивилизаций, находившихся и отчасти находящихся в эволюционном прошлом.

Существование религиозных конфессий в современных, развитых странах больше является памятниками, хоть и действующими, так как не все слои населения этих стран занимают высокое положение на эволюционном пути.

Это просто терпимость мудрого по отношению к слаборазвитому собрату. "Ну пусть, не убудет" или "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало".

Действительно, чего же мы пытаемся добиться? Повернуть эволюцию вспять? Прежде всего - это невозможно. Однако попытки сделать это - чреваты.

Потуги церкви понятны, но мы, цивилизованные люди, должны понимать: как бы не был раньше хорош кафтан, он уже изжил себя. Как бы вы оценили подобное одеяние среди современной моды? Вот именно - как клоунаду.

Очевидно, что институт церкви уже себя изжил, доживая просто на ностальгических чувствах отдельных людей. Но давайте вспомним, по какому поводу этот вопрос был поднят.

Проблема консолидации общества на современном этапе стоит очень остро. То, что ее решать надо - это очевидно. Но как, если культура православия недееспособна?

Предлагаю отвлечься на некоторое время от религиозных различий и рассмотреть подобные параллели в науке.



Часть 2

До появления разумности жизненные отношения базировались на инстинктах и рефлексах. Человеческий ум, подмечая природные различия, начал изучать, развивать и эксплуатировать эти параметры жизни.

Со временем этот процесс разросся настолько, что превратился в неповоротливый механизм, не способствуя, а мешая отношениям между людьми и природой.

Выход состоял в том, что человек разделил этот механизм на отдельные направления, приоритеты которых и стали прообразами наук.

Но это дало лишь временное улучшение, так как обособленность этих направлений разъединяла знания, а в дальнейшем между этими лучами возникла конфронтация, которая в очередной раз стала тормозить развитие отношений.

Иногда, в силу вынужденных обстоятельств, эти направления все же пересекались, и происходили удивительные вещи: на стыках наук ученые делали самые значительные открытия.

Идея кроссовых направлений была понятна всем, но человеческий эгоизм, высокомерие, авторитаризм глыбами лежали на пути прогресса.

Стало понятно, что вся причина не в самих науках, а в людях, их создавших и продвигающих. Эта проблемность должна была получить свое разрешение через тот же самый научный подход.

Проблему нужно было увидеть, изучить, вывести правило, законы, и на основе этого создать новое научное направление, объектом которого стала бы человеческая психика. Так возникла психология.

Психология - это наука об особенности мышления и поведения людей, на основе которого базируется его жизнедеятельность. Однако психология как наука должна иметь не только теоретическую базу, но и механизм практического влияния.



Часть 3

Известно, что человек имеет два критических состояния, которые можно обозначить как "жестокость" и "вялость".

Также известно, что самым устойчивым (а значит - стабильным) является среднее положение. Однако абсолютно среднее становится неподвижным и, как следствие, - бессильным.

Поэтому серединой мы должны обозначить не точки и даже не линию, а некую срединную зону, которую назовем Путь.

Влияние этого Пути представляет собой покачивание силовых импульсов по обе стороны от абсолютной оси в соответствии с причинами, вызвавшими эти реакции.

Правило этого маятника заключено в идее золотого сечения. Его движение представляет собой синусоиду соответствующей формы и амплитуды.

Раскрывается этот принцип влияния следующим образом. На противодействие стабильности Пути со стороны жестокости синусоида реагирует соответствующим формуле крутым выбросом и последующим мягким спуском. На дестабилизацию, вызванную вялостью, синусоида реагирует плавным посылом и крутым сбросом.

Что собой представляют эти две грани (восходящие - нисходящие), той части волны, которая находится по одной из сторон оси. Первая грань определяется как физическое начало. Вторая - как психическое сопровождение. Отсюда мы видим, что закон влияния действует следующим образом.

На жесткое, грубое, жестокое, агрессивное поведение Путь реагирует соответствующим ему крутым силовым выбросом с мягким психическим сопровождением.

Другими словами жесткость физической реакции должна основываться на мягкости, лояльности психического базиса. Именно этот вариант дает возможность не только влиять соответствующим образом на агрессию, но и открывает путь для разрешения конфликта.

Дестабилизация с другой стороны, вызванная вялостью, бесхарактерностью, леностью, нигилизмом, меланхолией вызывает реакцию Пути через плавное, мягкое парирование физического влияния и очень крутой, непреклонной психической основой. Почему именно так гласит закон влияния?

Дело в том, что против жесткости, которая проявляется как язык общения, отвечать следует на том же языке, чтобы не только понимать, но и быть понятым. Так физическая жесткость агрессора должна встретить такое же жесткое реагирование, но имеющее мягкую амортизацию психической основы.

На мягкую, хитрую, сокрытую агрессию следует отвечать подобной же изощренностью физической реакции, в основе которой лежит твердая, несгибаемая психическая позиция.




Часть 4

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что современное общество способно к консолидации только при условии внутренней гармонии - в первую очередь, и внешнего согласия - во вторую.

Только в такой последовательности возможно решение проблемы социальной разобщенности.

Современный человек лишь тогда сможет развить усилие в требуемом направлении, когда этого хочет он сам, понимая значимость, ценность дела и ценность его личности в этом процессе.

Любое насилие, угрозы никогда не заставят его согласиться с ролью раба, хотя и при определенных условиях он может изображать подчинение. Однако это состояние сжатой пружины, а значит, оно неконструктивно.

Следовательно, данную проблему надо решать средствами, которые находятся в арсенале современности, а не "вчерашнего дня".

В данном случае речь идет о том, что современный человек обязан быть образован в психологическом аспекте. К сожалению, безграмотность людей в этой науке наук просто поражает.

Об этом говорит огромное число востребованных к жизни колдунов, спиритов, гадалок и прочих подобных направлений, паразитирующих на сумерках в общественном сознании.

Вот и вся проблема. Требуется закрыть брешь в психологической сфере, для чего преподавание психологии в школе необходимо перевести на качественно иной уровень.

Конечно, в начальных классах должна изучаться лишь общая психология, в средних - концептуальная, а в старших - уже личностная.

Причем это должен быть не факультатив, а полноценная школьная программа. Тем более что мы теперь понимаем, чем является психология и чем, по отношению к ней - остальные науки.



Часть 5

Итак, мы сделали экскурс в сторону становления наук. Не кажется ли вам, что противостояние религий подобно научной разобщенности, а меж научные пересечения - общим положениям в различных религиях?

Как в одном, так и в другом случае все стараются для блага людей, а в результате пострадавшими оказываются все те же люди.

Плохо, когда вытирание слез заканчивается выдавливанием глаз. Как в одном, так и в другом случае знание психологии и умение использовать эти знания в жизни могут создать в общественном сознании тот уровень чести и совести, который позволит каждому слышать других и быть услышанным.

Через этот механизм наступит осознание и взаимопонимание, которое не просто сотрет барьеры религий, но и возвысит идеалы разумности. Причем как в научной, так и религиозной областях.

Возрастет число людей, обладающих харизмой, магической притягательностью и, значит, катастрофическая нехватка вожаков будет ликвидирована.

Помните у Высоцкого: "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков."? Буйных вывели в лагерях, церковь выращивает только паству, то есть дойных коров, так что же мы удивляемся данному положению вещей? Ведь при нем царствуют лишь деньги и властвует насилие, но нет места духовности.

Власть не может решить (во всяком случае в данное время), этот вопрос; церковь неспособна в принципе. "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Именно этот тезис следует положить в основу концепции о выживании российского общества.

Верно заметил один режиссер, что необходим иммунитет против нечисти. Все верно. Но только нужную прививку не может сделать ни государство ни церковь, так как первый институт анемичен сам, а второй - просто дряхл.

Современный человек достаточно разумен для того, чтобы разобраться в самом себе. Ему только надо дать знания о том, как это делается.

Память прошлого и его тщательный анализ поможет увидеть логические пространственно-временные пути. Прогноз будущего позволит оценить качество исследуемого направления. Так память прошлого и предвидение будущего создаст тот миг истины, которым и станет настоящее.

Жить в воспоминаниях иль в мечтах - и то и другое крайности, не имеющие решения. Лишь жизнь в настоящем определяется как истинность.

Другими словами, не факт прошлого, как догмат, и не мечта о будущем, как иллюзия, являются проявлениями жизни, но Путь между одним и другим (этот процесс выраженности мыслей и дел), может претендовать на настоящее как реальность.

Именно этот процесс и сможет по-настоящему консолидировать общество без поправок на религиозность, расовую принадлежность, имущественное положение и социальный статус. Ведь люди едины в психологическом аспекте, невзирая на различия характеров.

Такой человек никогда не позволит проявить акт насилия над любой другой жизнью, так как понимает, что мы все в "одной лодке", а значит, любое зло всегда будет ему же и возвращено - в том или ином виде. В тоже время, он ни в коем случае не позволит глумиться над своей честью.

Многие не понимают этого закона "бумеранга", считая, что подобного правила в жизни нет. Они обосновывают это тем, что, наблюдая за нечистоплотными поступками одних людей в отношении других, им очень редко удается зафиксировать акт возмездия.

С одной точки зрения - это действительно так, но с другой (я имею в виду психологию отношений), - это далеко не так.

Ошибка сомневающихся заключена в том, что они выхватывают интересующий их сюжет из прозы жизни. Действительно, не всегда (да это и не обязательно), наказание следует сразу же за преступлением.

Тем более что преступление одного нередко является актом наказания провинившегося ранее.

Здесь существует весьма сложная цепь причинно-следственных связей. Вот почему людям, как правило, не удается отследить возмездие, но оно неизбежно в принципе.

Психически развитый человек видит эти нити магическим зрением и, следовательно, может корректировать свое поведение относительно этих законов жизни.

Видите различие между религиозным страхом ужасов ада и пряником рая (которые предлагает некая божественная субстанция), и личным решением, основанным на понимании реальности?

Вот что может и должно стать стержнем национальной российской культуры - культуры психологического видения.

П. Веденин, 01.12.2002



Дополнение к "Золотому сечению Пути"

В этой связи хотелось бы обратить ваше внимание на то, как решается эта проблема в американской армии.

Военнослужащие представляют собой довольно широкую палитру расовых принадлежностей, конфессиональных предпочтений, социальных и финансовых уровней.

Исходя из этого, можно предположить, что в свое время военное руководство также находилось перед решением вопроса о консолидации. Интересно то, какой путь для этого был избран.

Видимо, не обошлось без помощи психологов, которые, учитывая многие факторы, свойственные людям, создали довольно эффективную систему, оказавшуюся способной преодолеть различия, имеющие большое значение для жизни в гражданском обществе.

А именно: была создана новая "религия", которая объединила армейских служащих на почве национального патриотизма и воинской солидарности.

Капеллан - армейский священник - не делает в своих проповедях никакого различия между военнослужащими. Для него в данной идее они все равны, так как выполняют (или должны выполнять), единую миссию, то есть служить национальным интересам государства.

А как же быть все-таки с личными религиозными убеждениями? Одно не противоречит другому. Девиз американской армии: "В первую очередь ты воин, а уже потом - верующий".

Следовательно, каждый солдат имеет право на выполнение различных ритуальных обрядов в тех случаях, когда это не противоречит времени и месту несения воинского долга.

Налицо имеется консолидация на основе воинской чести и удовлетворены индивидуальные предпочтения, относящиеся к той или иной конфессии. Второе уважается всеми при условии, что личность уважает первое. Так замыкается круг, балансирующий служебные и личные отношения.

Возвращаясь к нашей проблеме, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что хоть гражданское общество и нельзя напрямую сравнить с военной организацией, тем не менее данное принципиальное решение при определенной коррекции могло бы быть использовано нами в социальном становлении общества.

Изучение психологии личности, способность к анализу и коррекции, могли бы стать стержнем в развитии патриотизма, который основывался бы не на социальных, имущественных или религиозных ценностях, а на чувстве, объединяющем людей по принципу разумности и интеллектуальности.

Конфессиональные же предпочтения при этом могут оставаться личным делом каждого, его волеизъявлением. При такой постановке вопроса нет предмета спора.

Мне кажется, что вопрос о религиозном противостоянии больше надуман, чем является действительно значимым. Я глубоко убежден, что религиозное вероисповедание не может и не должно быть навязанным - это вопрос личного озарения, если хотите - интуитивного призыва.

В реальности же мы встречаемся с агрессивной тенденцией захвата паствы различными конфессиями, которая особенно бросается в глаза в последнее время, когда православие на Руси вновь обрело возможность свободно проповедовать свои идеи. В этом плане православие опередили только некоторые секты.

При таких условиях насильственного насаждения культа православия, невозможно добиться согласия в социуме, даже если этот процесс будет проходить под прикрытием лозунгов об отечественной культуре православия.

Нужно знать, что культура в первую очередь предполагает согласие и терпимость, которые и являются основой консолидации. Любая же избранность будет всегда сочиться ядом, отравляющим сознания людей.

Единственное, что может противостоять этому - только психическая разумность и интеллектуальная духовность, которые и могут стать действенной прививкой для получения иммунитета к безнравственности.

П. Веденин, 10.12.2002