Часть 1. Игромания
Это болезнь, практически тождественная наркомании. С той лишь разницей, что эффект раздражения производится другими средствами, а именно - игрой. Причём чем примитивнее игра, тем глубже она поражает психику.
То же и с наркоманией: чем грубее наркотик, тем мощнее его власть. Аналогичны и причины, вызывающие стойкую зависимость психики от раздражителя (определенного).
Таких причин несколько. Прежде всего, это лень. Стремление получить максимум через минимум, где под минимум понимается не рационализм, а упрощенность. Затем следует выделить гипертрофированно раздутый эгоизм. И завершает этот перечень, болезненная чувственность, ранимость, придающая эмоциональной страстности - суженную форму, что, собственно говоря, и указывает на её порочность.
Итак: лень, эгоцентризм и чувственность вкупе создают концентрацию страстности, где вера и воля уже не имеют власти, вследствие чего и возникают порочные тенденции, которым остается лишь задать направленность.
И чем примитивнее ум, тем элементарнее выбранная им зависимость. Так как мы говорим об игромании, то и в нашем рейтинге будут представлены различные виды игр, в той или иной форме оказывающие воздействие на психику. И этот анализ покажет неоднозначность стремления играть.
Так, увлеченность "одноруким бандитом" указывает на самый низкий уровень развитости ума. То же можно сказать об увлеченности лотереями, в которых результат игры не имеет никакого отношения к личности игрока.
Затем, несколько выше, в табеле о рангах стоят такие игры, как "рулетка", "Блэк Джек", компьютерные "стрелялки" или выбрасывание костей - зар.
В очередном блоке я бы поместил "ставки" на исход различных мероприятий.
Следом должны идти игры на бирже, а также сложные карточные игры, такие как преферанс, покер, бридж.
Несколько отдельно, но на том же уровне, находятся игры в "нарды", "го", шашки, шахматы, а также игры на бильярде. Ну и, конечно, дополняют этот блок различные спортивные игры.
Завершает этот перечень так называемые "интеллектуальные" игры, в том числе политические, экономические, военно-силовые, психологические, "Что, Где, Когда" и т.д.
Всю эту вертикаль условно можно разделить на два уровня. Первый, нижний - непроизвольный. В нем от участника мало что зависит. И второй, произвольный, где он способен манипулировать своей властью в игре. То есть важно, кто от кого зависит: участник от цели или процесс от личности.
Конечно, во всех играх присутствует интерес - приз. Он может выражаться в материальной награде или в моральном удовлетворении - в данном анализе не принципиально. Главное - это стремление к удовлетворению внутреннего побудителя. И вот что интересно. Нижний уровень игр удовлетворяет лень, эгоцентризм, чувственность, а верхний уровень - веру, волю, властность.
И еще. Поскольку первый уровень довольно примитивен, то удовлетворение наступает только при достижении цели. Второй уровень уже обладает довольно сложным процессом самой игры: правила, условности, комбинации, ходы, подготовка и т.д.
Вот почему еще в процессе достижения цели возникает состояние удовольствия просто оттого, что ты адекватен заявленному уровню сложности, трудности игры. Поэтому даже итоговый проигрыш не наносит неизлечимых "шрамов", но указывает на недостатки и, как следствие, на путь развития.
Вот почему увлеченность играми второго уровня не опасна, так как такая игра развивающая. В то время как игры первого уровня не только не развивают (вследствие отсутствия механизма развития), но именно поэтому способствуют деградации игрока, отупляя его ум.
Так каков же выход из этого тупикового положения? Ведь не играть человек не может. Из сказанного можно сделать один вывод. Игрока следует поэтапно переориентировать с простых игр на другие, имеющие сложные конструктивные особенности. Став потребностью, это вызовет тенденцию к личностному росту.
Так он сможет, развиваясь, постепенно перейти от удовлетворенности одной целью к наслаждению от процесса самой игры. А это уже будет не зависимость, но управление многими параметрами, в том числе временем, финансами. Позволит шире взглянуть и на другие интересы.
П. Веденин, 04.11.2004
Для этого, в первую очередь, потребуется сам факт признания им заболевания, которое выразилось в нём неконтролируемым пристрастием к игре. Причём важно, чтобы дефектом было признано не то, что человек играет, а то, что в этом процессе им утрачивается здравый смысл.
Затем необходимо в игровом процессе создать некоторую паузу, взять таймаут. Но, чтобы в сознании человека не накапливалось излишков эмоциональности, его вниманию необходимо предоставить другой объект (так же, как и игра) обладающий повышенной притягательностью, т.н. "экстрим".
И теперь важно рационально распорядиться тем временем, которое было "отыграно" у судьбы посредством самой паузы. Началом такой работы могут послужить "целевые беседы" с психологом, разъясняющим своему клиенту те особенности НЛП-технологий, воздействие которых могло спровоцировать в нём его попадание в зависимость от любой из возможных методик.
Речь идёт о том, что ежедневно в поле человеческого внимания попадает огромное количество рекламных роликов, плакатов и т.д., призывающих нас не задумываться о смысле вещей. Они утверждают, что истинный герой тот, кому всё даётся легко и просто.
Не секрет, что при составлении рекламы главное место отводится т.н. ключевому "слогану", который, обвязываясь ассоциативными связками с продуктом, вызывает у читателя либо слушателя неосознанное желание подчиниться этому требованию.
Но эти "слоганы" притягивают внимание человека не только к рекламируемому продукту. Даже после того, как желание, вызванное рекламой, было удовлетворено, эти тайные агенты, оставляя свой след в сознании, продолжают воздействовать на ментальность, побуждая к соответствующему поведению и в дальнейшем.
Нет ничего удивительного в том, что в промежутках между чувством удовлетворения, вызванным приобретением рекламируемой продукции, и следующей потребностью, эти "агенты", будучи активными сутями, продолжают свою деятельность, переключаясь на основные столпы сознательности, подчиняют веру и волю, чем и снижается критичность ума.
Например, чего стоят такие, на первый взгляд, невинные призывы, как: "живи с лёгкостью и в удовольствие", "нет проблем", "бери от жизни всё, что сможешь", "с нами ты в шоколаде", "один шаг - и ты победитель", "живи на яркой стороне" и т.д. Вот так банальное рекламное программирование приводит человека к болезненному и пагубному пристрастию к игре.
Рассмотрим далее реабилитационную программу. В кабинете у психолога клиент осуществляет регулярный просмотр видеофильма, в котором детально и поэтапно запечатлён весь ход эмоциональных переживаний игрока. Начинается фильм с того момента, как человек меняется, впадая в игровой транс.
Заканчивается же теми переживаниями, которые он испытывает в результате психического опустошения, следующего, как правило, за игровым фиаско. Здесь очень важно обратить внимание больного на выражение глаз вдрызг проигравшегося человека. Его запоздалое раскаяние и боль.
После чего больной должен записать на листке бумаги те переживания, которые вызвали в нём отражённые в фильме сюжеты. Важны высказанные им мысли, суждения, рекомендации. Вместе с психологом эта запись им подвергается детальному изучению, анализируется, и делаются выводы.
Весь этот процесс "пишется" на камеру, и каждый раз просматривается после очередного показа видеофильма. Важно появление новых эмоций, видение происходящего под иным углом зрения. У больного надо вызвать посыл к творческому подходу относительно данного сюжета.
Также необходимо приступить к развитию наблюдательности. У человека, страдающего манией, резко снижена способность к контролю не только своего эмоционального состояния, но и умения управлять и направлять свои действия. В созданном им процессе определяющим является только мнение "участника" - "наблюдатель" же напрочь отсутствует.
Именно поэтому игрок не способен видеть и адекватно оценивать то состояние, в котором он оказался. Вместе с этим, должна производиться и выработка чувства приоритетности процесса действия по достижению цели над умозрительностью предполагаемой и вожделенной целью. Человек должен понять, что важен не столько результат, сколько организованный им процесс.
В итоге становится возможным создание новой нравственной конструкции, способной противостоять агрессивным атакам внешнего мира. Их экспансия может быть отражена только адекватной агрессивностью, суть которой звучит так: жёсткая психологическая установка и мягкое физическое действие.
П. Веденин, дополнение от 20.05.2006
Часть 2. Истоки игры
Все люди от рождения обладают определенным набором (комбинацией) характерных черт своей психики. Это врожденное качество обусловлено генотипом и указывает на индивидуальность личности.
В этом плане мы зависимы от этих изначальных величин. То есть зависимость уже априори имеется в нашей сознательности. И она не только неизбежна, но и неустранима, так как находится в самой психической основе.
И если нравственность, как приобретенное качество, поместить в числитель уравнения, то характерные особенности будут находиться в его знаменателе, и потому они фундаментальны.
Итак, мы говорим о зависимости как неизбежном, но необходимом для нашего развития "зле". Там, где имеется тенденция к развитию, там возможна и его альтернатива - деградация.
И если зависимость при развитии приводит к совершенствованию, то при деградации возникает мания - неуправляемая зависимость (самодовлеющая), которая, естественно, ведет к разрушению личности.
В этом варианте, безусловно, требуется незамедлительная помощь, но вопрос в том, каким образом она может быть оказана. Убрать ее (зависимость) невозможно - это аксиома. Следовательно, остается два выхода.
Первый - задавить энергию, имеющую тенденцию к энтропии. Отчасти это возможно, но нерационально, так как мы тем самым создаем "бомбу" замедленного действия, которая будет нуждаться в постоянном обслуживании.
Поэтому предлагается к рассмотрению второй вариант, где зависимость должна преобразоваться (как энергетический актив большой мощности) в созидательную силу. И с этой точки зрения значение числителя в этой теме становится неважным. Но давайте все же рассмотрим величины числителя.
Если их рассматривать по степеням или уровням соответствия сознательности человека, то примитивней всего (наименьший числитель) будет зависимость от наркотика. Затем, в порядке возрастания, можно расположить алкогольную зависимость и никотиновую.
К числителю, возведенному в квадрат, можно отнести манию на секс, власть и даже убийство, в том числе и на самоубийство. И, наконец, в куб возведем то значение числителя, которое мы обозначили как "игромания".
Надеюсь, понятно, что игра сама по себе требует от игрока определенного уровня развития сознательности. Но и здесь мы видим, что даже зависимость от игры имеет два уровня градации. Нижний, первый, где игрок пользуется правилами игры, и второй, где он их использует в соответствии со своей разумностью.
П. Веденин, 05.11.2004
Часть 3. Игра воли
Разобравшись в нюансах психической зависимости (начиная от привязанности и заканчивая манией), делаем вывод: уничтожить зависимость невозможно, а задавить - нецелесообразно. Выходит, остается последнее - заставить ее служить. Но вот как?
Прежде всего, необходимо понять: для того, чтобы чего-то не делать, человек должен не желать этого. И вот тут имеется очень важный момент. Параллельно с нежеланием действия он должен знать, что у него всегда имеется возможность это сделать.
Формула такова: "Я могу, но не хочу!", "Мне никто не запрещает, просто я сам этого не желаю!", "Как только захочу, я это сделаю, но не вижу в этом пользы для себя, необходимости!". Это уже властность, но к ней еще надо придти.
Ступени роста мы уже определили - это развитие зависимости в "числителе". Понимать данный тезис следует так. Всё есть игра, только есть игры простые, а есть сложные. И чем сложнее игра, тем она интереснее. Вот и новое значение знаменателя - интерес.
Смысл в том, чтобы заменить покорность к привычке на страсть к игре (как интеллектуальному процессу) в соответствии со своей предрасположенностью. Возьмите так называемый игровой старт.
Это значит, что, освоив один уровень игр, обязательно переходите на следующий, более высокий. Может возникнуть такой вопрос: "А не попадет ли человек из огня да в полымя?". Нет, не попадет, и вот почему.
Игра от любой мании, в том числе и игровой, отличается тем, что она как управляется сознанием, так и направляется им. Управляется в процессе и направляется к цели.
Играющее сознание обладает силой власти и, значит, априори не имеет зависимости от внешних сил, кроме как от интеллектуальной Веры и Воли ума-логика.
Часть 4. Техника магической игры
(для ознакомления)
1. Осознание (очищение нечистотой).
2. Медитативные упражнения:
а) Охота;
б) Беззвучный крик;
в) Сад камней;
г) Звери-союзники.
3. Психофизические упражнения (дыхательный комплекс).
а) Расширение;
б) Прыжки;
в) Встряхивание;
г) Вращение;
д) Стойка на одной ноге;
е) Гимнастики натяжения, распределения.
*
П. Веденин, 06.11.2004