Предысторию статьи см.:
"Суть и форма НЛП".
..."нейро-лингвистическое программирование". Исходные положения:
у человека есть огромное поле ресурсов, обычно им не используемых (это, кстати, глобальная, базовая предпосылка любой психотерапии: у любого человека, пока он жив, имеется все, что ему необходимо для решения абсолютно любой жизненной задачи);
доступ к этим ресурсам можно получить как посредством слов, так и всякими прочими путями - через использование мимики, позы, дыхания и т.п.;
получив доступ к этим, чаще всего неосознаваемым ресурсам, можно запрограммировать себя на их использование, и запрограммировать, как это ясно из названия (программирование-то все-таки "лингвистическое"), опять-таки посредством слов...
...Но дело в том, что во всех этих техниках (как, впрочем, и в большинстве других) используется один и тот же прием - произвольное изменение клиентом тех или иных характеристик проблемы и желаемого результата, сформулированных им самим...
...Когда психотерапевт выяснил, какая информация об окружающем мире для вас является наиболее значимой, он одновременно узнал и то, как именно вы представляете себе этот мир...". "...Вот этой самой особенностью нашей психики и пользуются специалисты по НЛП. Помогая клиенту особым, подобранным специально для него образом менять свои внутренние видения своей проблемы, отдельных событий собственной жизни, образа себя самого и прочих важных вещей, психотерапевт дает ему возможность (не очень при этом хочется говорить - "программирует", но так говорят сами энэлперы) изменить отношения к ним и перестроить свою жизнь.
...Эриксоновский гипноз устроен совершенно иначе. Используя все те же три канала возможного получения информации, психотерапевт строит свой разговор с вами таким образом, что вы привыкаете с ним соглашаться... С первыми тремя утверждениями просто грех не согласиться - какой внимательный и правдивый человек этот психотерапевт! С четвертым вы соглашаетесь уже практически по инерции...* Галина Тимошенко. Какие бывают гипнотизеры, или при чем здесь НЛП?Эта выдержка из статьи специалиста по НЛП Галины Тимошенко достаточно четко и ясно показывает те основные принципы НЛП, на которых оно базируется. В начале этого текста объясняются те механизмы психики человека, на которые процесс НЛП делает упор.
То есть, по сути дела, оператор, делая анализ так называемой "карты" клиента, выясняет те особенности его психики, которые мешают ему в достижении поставленных целей. И, с помощью специальных приемов, так называемых техник, эти неэффективные структуры личной карты корректируются или заменяются теми, которые, по мнению оператора, идеально соответствовали бы решению поставленной задачи.
С одной стороны, "вслушиваясь" в данный метод, возникает противоречивое чувство. Одно из них говорит, что найдено прекрасное и эффективное решение.
Но, с другой стороны, возникает тревога (как перед хирургической операцией): "А так ли это безопасно для моей личности? Ведь то, что есть, хоть и недостаточно хорошо, но все же мое, родное. А это? Правда, обещают успех, но кто его знает, все же это не мое".
Сомневающимся можно сказать вот что. Каждый человек на сегодняшний день один, причем не только физиологически, но и психически, а завтра меняется не только его тело, но, в соответствии с его жизненным опытом, меняется и его психика.
И вполне возможно, что он сам, со временем, изменился бы, заменив неэффективную часть на точно такую, какую теперь предлагает ему оператор. Вполне может быть.
Но как происходят замены или мутации в природе? Вот два основных принципа: естественно и постепенно. Другими словами, в полном соответствии со всеми остальными процессами, идущими как в психике, так и в теле.
Еще можно подчеркнуть этот процесс следующей фразой: все изменения происходят в человеке по принципам синхронности и параллельности.
Что же мы видим в том случае, когда природную функцию берет на себя НЛПист? Он делает это насильственно - не относительно воли клиента, но относительно тех процессов, которые идут в человеке. Внезапно, то есть не соотносясь с "мнением" остальных процессов.
Любой здравомыслящий человек вам с полным обоснованием скажет: "Но ведь это изменение наверняка внесет дисбаланс в психическую структуру человека". И будет абсолютно прав. Я же к этому добавлю следующее.
Человек с сильной психикой, допустим, решившийся на подобную "операцию", возможно не только бы сумел ее перенести, но и сумел бы справиться с ее негативными последствиями. Но ведь сильному человеку это, в общем-то, и не нужно.
Обращаются же, как правило, слабые, ущербные, а вот их компенсаторные механизмы психики слабы, неустойчивы, чем, в общем-то, и объясняется их обращение за помощью.
А ведь и последствия могут быть не только болезненными, но и, что хуже всего, человек, однажды попробовав готовое лекарство, не просто привыкает к "дозе", но и, деградируя в смысле реализации своей собственной потенции, с удовольствием садится на иглу нищенства духа. И стянуть его оттуда иногда бывает просто невозможно. Это одно.
Теперь второе. О том как, вернее, за счет чего происходит это внедрение. Во второй части цитируемого текста описывается наиболее популярный и распространенный в НЛП прием. То есть введение программы осуществляется за счет снижения критичности сознания под влиянием Эриксоновского гипноза.
Конечно, это не единственный способ, используемый в НЛП, но этот является базовым. Все остальные - лишь модифицированные процессы этого акта, нередко так хорошо закамуфлированные, что неискушенному человеку даже не придет на ум найти тут взаимосвязи. Дальнейшее изучение материалов по НЛП поможет нам показать Вам и эти тонкости.
Этот комментарий дает Вам первую возможность сделать заключение о том, насколько экологична описываемая здесь система по отношению к человеку.
...Любой психотерапевт, описывая себе или человеку его состояние, оперирует не научным инструментарием, а метафорой. Успешная терапия - это, как считают в НЛП, замена не очень полезной метафоры на другую, более полезную....
...Прагматизм и функционализм Уильяма Джеймса тоже естественно вошли в модель мира НЛП. Джеймса интересовало не столько устройство сознания, сколько - для чего оно существует и как действует. Сознание по Джеймсу, как уже отмечалось, активно. Из потока бытия оно выделяет те картинки (звуки, ощущения), которые на данный момент человека устраивают, зачем-то ему потребны. Проблема - это несоответствие моей картинки тому, что мне необходимо. Интеллект, который отличает человека от животного, позволяет видеть эти проблемы (несоответствия) и выбирать средства для их решения....
...концепция бессознательного - стержневого понятия, с которой работают в НЛП...
...Иначе говоря, в НЛП бессознательное за ним признается мощнейший потенциал. Основной вариант его верного использования - "следовать за лошадью", доверять бессознательному, - продемонстрировал Эриксон...
...в НЛП сознание (и сознание терапевта прежде всего) - это сила направляющая и управляющая...
...Юнг определяет психотерапию как исцеление души и исцеление душой. Известно и другое его определение: психотерапия - совместное странствие, когда клиент ищет себя, а терапевт выступает, как поводырь. Не то, чтобы он досконально знал местность, но он умеет ориентироваться на любой местности. С этими словами в НЛП согласятся многие. (Но нам ближе метафора не столько странствия, сколько - путешествия к заранее намеченной цели, которое совершает клиент, а терапевт его сопровождает, "подстраховывает" и отвечает за его безопасность в течение всего путешествия.)...
...Психотехника Юнга структурно состоит в создании символа в виде какого-то образа, потом - вступлении в диалог, конфронтацию с этим символом, а затем - в обучении взаимодействию с ним. Таким путем выстраиваются отношения нашего сознания с Персоной, Тенью, Анима и Анимус, Самостью...
...Тема конфликтных частей личности чрезвычайно востребована последующей психотерапевтической практикой. В НЛП-терапии, в частности, принят в основном функциональный способ задания частей: определенная часть личности связывается с определенной функцией. Нам не так важно, когда она возникла - после рождения человека (по теории Фрейда) или в момент сотворения мира (по теории Юнга), как то, что в контексте проблемы конкретная часть отвечает за беспокоящее человека поведение, а некая другая - за его творческое состояние (техника "Шестишаговый рефрейминг"). Терапевт здесь должен, проработав с клиентом позитивное намерение проблемной части (например, в технике "Путешествие к глубинному ядру"), помочь ей найти, возможно, в сотрудничестве с другими частями, еще более эффективные способы поведения, удовлетворяющие ее позитивное намерение. Обращение к части - один из способов преодоления сопротивления клиента: ведь подразумевается, что за определенное поведение несет ответственность не сам клиент, а всего лишь одна из частей его личности. А к отдельным частям можно применять уже самые разные стратегии - от перемещения из одной сферы психотерапевтического пространства в другую до "групповой терапии" между ними.
Например - отождествление или разотождествление клиента с какой-то частью его личности. Над человеком властно то, с чем он составляет одно целое (субъект), и ему подвластно отделенное от него (объект). В НЛП на этом принципе основаны техники "Путешествие к глубинному ядру", "Интеграция конфликтных частей личности", "Шестишаговый рефрейминг", "Чартинг, или картография частей личности" и др...
...В интерпретации свободных ассоциаций, взятой на вооружение аналитиками первой половины века, можно рассмотреть и начальные опыты принятого сегодня в НЛП "рефрейминга", т.е. изменения отношения клиента к проблеме путем придания ей иного значения или помещения в иной смысловой контекст. Так, кошмарный сон - это "проявление скрытых желаний клиента, требующих осознания". А осознанию в психоанализе, приписывается целебная сила. Примеры блестящего рефрейминга мы найдем и у Юнга - хотя бы его взгляд на невроз, как на попытку самоизлечения! Невроз по Юнгу - это уход в возрастную регрессию, чтобы что-то исправить в своем прошлом. На этой идее строится сейчас такая важная техника НЛП, как "Изменение личностной истории", которая позволяет проработать и свежий проблемный эпизод, и ранние детские травмы.
Также продуктивна и другая идея, заимствованная НЛП из психоанализа, - об использовании освобожденной энергии, прежде вовлеченной в конфликт (симптом представляется, как заблокированная энергия, которую освобождают и используют во благо)....
...Пьера Жане, который как-то, анализируя речь клиента, высказал новаторскую мысль, что соединение слов в предложении - прямой аналог практического действия, т.е. структура поведения клиента изоморфна структуре его речи, Зигмунд Фрейд обратил внимание на лингвистические "маркеры" личности, проявляющиеся в форме оговорок и описок. Эти и другие наблюдения выдающихся психологов, давшие начало психолингвистике, позволяют теперь нашему терапевту отслеживать мета-модельные нарушения в речи, предоставляя в его распоряжение первичную информацию об особенностях модели мира клиента...
...В психиатрии Х1Х века, особо типичным проявлением которой был гипноз, уже употреблялось слово "раппорт", но еще не осознавалась необходимость целевых усилий со стороны врача, чтобы установить эмоционально заряженные отношения с пациентом. Основатель психоанализа откровенно заявил: первейшая задача - привязать больного к терапии и к личности врача. Правда, он относил эту "привязку" к эффекту переноса. Но научная мысль идет вперед, и уже не в психоаналитической традиции, а в нейро-лингвистическом программировании были разработаны специальные приемы входа в раппорт, которые чисто технически позволяют терапевту вызвать к себе доверие клиента на бессознательном уровне....
...Работа с будущим.... именно с Адлером в НЛП входит идея об определении бытия человека его будущим, которая предполагает изначальную активность личности. Будущее, которое мы для себя мыслим, предопределяет наше существование здесь и сейчас. С пониманием этого можно уже подходить к технике НЛП "Хорошо сформированный результат" не только в рамках чувственного опыта, но и на логическом уровне убеждений...
...вполне согласуется с тревогой неоадлерианки Карен Хорни, находящей главную проблему современности не в конфликте желания и запрета (точка зрения аналитиков), а в неопределенности: человек сам не знает, чего хочет... Научить его грамотно ставить перед собой цель и уметь переформировывать негативные желания в позитивные - одно из направлений НЛП-терапии сегодня.
Тема человека как творца, активно меняющего ситуацию, присутствует и у отца психодрамы Якоба Морено, который не воспринимает мир как нечто завершенное. Акт творения продолжается, и у человека здесь - особая миссия. Одна из ипостасей Бога, по Морено, - это "Я-Бог": вместе с Ним, вселенским Источником творчества, я продолжаю линию созидания. Вот почему наиболее часто встречающийся невроз - "невроз креативности", когда человек лишен спонтанности, творчества. Психодрама - способ пробуждения креативности, причем, настолько очевидный, что энэлписты заимствовали из психодраматического наследия целыми блоками: в НЛП-терапии обязательно присутствие элементов ролевой игры, момента спонтанности, не говоря уже о техниках со стульями, прямо взятыми у Морено....
...Осознание неповторимости своей смерти позволяет ему осознать уникальность своей жизни и отделить себя от толпы. Отсюда - осознание своего уникального призвания, которое индивид может выполнить или нет. Отсюда же вытекает тема личной ответственности, зависимости мира от моего присутствия: то, каким этот мир будет, зависит от того, как я проживу отведенный мне конечный отрезок времени. Взявшему на себя эту ответственность открывается мир, по словам Марселя Пруста, "полный жестокости и очарования".
...НЛП-терапевты остаются на том логическом уровне, на котором клиент формулирует свой запрос: если нет желания, нет чувства необходимости испытывать страх и горнее отчаяние, а просто хотелось бы по-другому реагировать на те или иные ситуации, энэлписты работают на уровне поведения или способностей и возможностей клиента. Когда сковывают ограничивающие убеждения, они работают с ними. Однако если в процессе терапии возникает такая потребность, существуют техники, позволяющие вывести клиента на любую высоту - бытия, самоидентификации, миссии, идеала ("Путешествие к глубинному ядру" и хождение по "логическим уровням" Бейтсона, "Кубик" Дилтса и встреча со своим предназначением на "линии жизни"). Из экзистенциальной модели НЛП-терапии близки идеи активной жизненной позиции, ответственности клиента за изменения в себе и в мире вокруг него, осознания им уникальности своей личности и жизненного пути.
НЛП оперирует понятием пространства на разных логических уровнях. Успех проявляется в изменении субъективного пространства человека и связанных с этим ощущений. Прошлое можно менять в процессе сессии, смещая акценты личностного восприятия. В возможностях НЛП-терапии - обучение грамотному проектированию будущего и уверенному движению человека к нему.
...В идеале, после прохождения экзистенциальной терапии, клиент должен стать автономным, независимым, ответственным, живущим здесь-и-теперь, не делящим свои переживания на положительные и отрицательные. Ощущение жизни для него не окрашено в черные или белые цвета, оно - предельно индивидуально, его нельзя передать другому. Формирование такой "экзистенциальной" личности не входит в число задач НЛП-терапии - это путь, рассчитанный на годы. Работая в методе НЛП, мы в силах лишь дать человеку верный импульс, а выбор, каким ему быть и каким стать, остается за ним самим...
...способность человека выживать в самых страшных обстоятельствах зависит не столько от его физического потенциала, сколько от того, насколько он чувствует смысл той ситуации, в которую попадает. Если он ощущает этот смысл во всей полноте, то не деградирует, а может подняться чуть ли не до уровня святости.
Но, в отличие от Юнга, с точки зрения Франкла этот смысл не внутри, а вне человека. Его можно обрести в другом индивиде, в продукте труда или в религии. Трагедией для личности является ее неспособность, "выйдя из себя", увидеть этот смысл, отчего возникает ощущение пустоты. Психолог может помочь его увидеть. Пример - работа В.Франкла с мужчиной, страдавшим после смерти горячо любимой жены. Терапевт предложил ему такую формулу: "Ваши страдания - возможность не страдать ей". В мире НЛП этот ход назвали бы рефреймингом на очень высоком логическом уровне.
В качестве психотерапевтической интервенции Франкл использует метод дерефлексии (иными словами, меньше в себе копаться) и парадоксальной интенции - "перевертыша" (это когда, скажем, клиенту при бессоннице предлагается сделать все возможное, лишь бы... не заснуть). С точки зрения энэлпистов, этот пример очень удачен в качестве демонстрации модели терапии человека с мета-программой "нет". Виктор Франкл также много писал о целительной роли юмора, дающего нам ощущение свободы. И НЛП не мыслит работы без юмора...
...В бихевиоризме и психоанализе считается, что личность стремится к равновесию (снять напряжение, уравновесить стимул реакцией). Гуманистические же психологи понимают человека как существо, стремящееся не только к определенности, но и к неопределенности, то есть к выходу из равновесия: человек творит, он меняет ситуацию. Главное условие терапии Карла Роджерса - полное принятие клиента, чего не дали ему его родители, главные элементы психотехнологии - приемы активного эмпатического слушания и приемы отзеркаливания. В результате клиент становится все больше тем, что он есть на самом деле, все чаще в высказываниях и поступках опирается на собственный, а не на чужой опыт, опять возвращается к организмическому оцениванию, но уже на более высоком уровне. Роджерианцы верят в саморазвитие процесса и после сессии. В НЛП тоже отпускают клиента в ресурсном состоянии, подразумевая продолжение творческих изменений. Понятие "неконгруэнтности" взято НЛП у гуманистической терапии, заимствованы у нее и приемы "отзеркаливания" - не только в переносном (лингвистическом), как у Роджерса, но и в прямом, физическом смысле (раппорт), что создает для клиента атмосферу безопасности и абсолютного принятия...
...Фредерик Перлз. Для него вопрос "как?" гораздо важнее, чем вопрос "почему?". Попытки найти истинную причину - бесполезны и только уводят от решения проблем. Истинная жизнь - здесь и сейчас, это поток настоящего. Не надо заставлять клиента специально вспоминать прошлое: то, что актуально сейчас, всплывет само. В НЛП тоже не занимаются причинами без крайней необходимости. К прошлому клиента обращаются лишь тогда, когда он сам указывает, прямо или косвенно, на некое событие минувшего, как на причину своего нынешнего состояния. Идея значимой фигуры, выделяемой клиентом на жизненном фоне, побудила НЛП-терапевтов более внимательно присмотреться к характерным особенностям ее кодировки в психике - субмодальностям. "Субмодальный перекос" в фигуре - важный момент диагностики. Для того чтобы человек мог расстаться с проблемной ситуацией (завершить гештальт), в техниках НЛП можно работать и с характеристиками самой фигуры. Изменения ее субмодальной организации могут являться тестом проделанной работы.
При прояснении проблемной ситуацией (или сновидения) Перлс предлагает клиенту, дабы завершить гештальт, побыть разными компонентами ситуации, которые человек проигрывает от первого лица: эта техника "пустого стула", взятая из психодрамы, как мы уже говорили, активно используется и в НЛП. В гештальттерапии, как нигде, популярна работа с частями личности, что энэлписты используют очень часто. Состояние "здесь и сейчас" принято в НЛП как эталонное для терапевта во время работы...
...Психосинтез - движение сознательной самости к идеальной самости. В работе присутствуют четыре стадии: 1.Глубокое познание собственной личности. 2.Контроль за элементами собственной личности (в НЛП - обязательный компонент). 3.Постижение своей истинной самости, т.е., выявление личностного центра, который сейчас выполняет объединяющую роль, или создание такого центра (в НЛП - в зависимости от запроса). 4.Собственно психосинтез - новая организация личности вокруг нового центра (в НЛП - в зависимости от запроса).
Последователи Ассаджоли работают с частями личности, занимаются исследованием субличностей и взаимодействием с ними, ведут поиск нужности той или иной части, субличности. Психосинтетические техники разговора с Мудрым Старцем или со Старой мудрой Женщиной позаимствованы у Юнга. Излишне говорить: все перечисленное очень близко идеологии и технологии нейро-лингвистического программирования, только НЛП больше ориентировано на будущее и помогает клиенту формировать будущее прямо сейчас, активно живя и действуя в настоящем. В целом НЛП работает ближе к повседневной жизни, бытовым неурядицам людей, хотя берет техники, переводя их на свой язык, как и психосинтез, из всех возможных источников.
...Терапевт сконцентрирован на проблеме и направлен на достижение реального результата, что роднит его с коллегой от НЛП. В фокусе работы - мыслительные процессы, т.к. несчастными нас делают не сами стрессы, а наше отношение к ним. Клиент подробно информируется о том, каким расстройством он страдает и как оно называется, насколько оно распространено, как обычно протекает, как лечится, какова статистика исцелений. Он узнает, что такое когнитивная терапия и когнитивная модель. После такой подробной теоретической части терапевт говорит, что все беды человека - от автоматических мыслей, и в этом нет никаких сомнений: "науке давно известно, что, меняя мысль, можно изменять аффект и способ поведения". И затем пациента учат улавливать негативные мысли, оценивать их и конфронтировать с ними.
Как мы видим, с НЛП здесь много общего. Отличие когнитивной терапии прежде всего в том, что в начале работы обязательны подробное интервью с клиентом и клиническая диагностика его состояния. Кроме того, во время сеансов он должен тщательно конспектировать и дома перечитывать записи. Собственно же работу с негативными мыслями ведут, как в психосинтезе, с помощью заполнения специальных табличек, которые составляет как пациент, так и терапевт. Так начинается психотерапевтическая атака на убеждения, кроющиеся за автоматическими мыслями. Обязательны домашние задания, которые нужны, чтобы у клиента выработался навык самостоятельно справляться со своими проблемными состояниями.
Общее с НЛП - единый язык описания, интегративный подход, центрированность на проблеме и на достижении результата. Отличие - когнитивная терапия походит на "ученическую" модель с постоянным записыванием и корпением над домашними заданиями. Упор в ней делается на сознание, на интеллект клиента, тогда как в НЛП принято больше полагаться на творческую работу бессознательного...
...История психотерапии наглядно демонстрирует, что с любой проблемой можно сработать в техниках любой из школ, и, если есть контакт между психотерапевтом и клиентом и найден доступ к нужным ресурсам, - успех обеспечен, независимо от того, какой методики, долгосрочной или краткосрочной, придерживается терапевт. Что же объединяет все психотерапевтические школы, и без чего ни одна из них не может обойтись? Александр Сосланд отвечает так: общее - это процесс разрушения старых и создания новых связей ("дизвинкция" и "конвинкция").
В классическом гипнозе терапевт внушает клиенту, что "что-то уходит прочь" (разрыв связи), а что-то присоединяется.
В когнитивной и поведенческой терапии связи только разрываются.
В психоанализе связь между симптомом и обстоятельством заменяется связью между симптомом и ранним впечатлением. Осознание получает статус целительного действия. (Юнг мог искать связи с травматической ситуацией, которая свершилась в юрском периоде).
Для действенной терапии формирование новых связей требуется не всегда, но разрыв старых связей просто необходим. Если все же новая связь формируется, она замещает разорванную. Собирая информацию, мы обрабатываем ее таким образом, чтобы создать проект, пригодный для разрыва старых связей и установления новых.
В истории психотерапии прослеживается трансформация соотношения между измененным состоянием сознания и деятельностью по установлению и разрушению связей ("винкцией"). В гипнозе переход от этапа наведения измененного состояния сознания к винкции достаточно груб: "Ваши руки - теплые и тяжелые, вы лежите на пляже...
В рациональной психотерапии клиенту говорят: "В этом случае вы не правы, а правы, когда делаете вот так. Вам не следует думать, что, если от вас ушла жена, то жизнь кончена". Это - примеры распорядительной винкции.
В психоанализе транс возникает от самой ситуации: лежа на кушетке, я говорю все, что приходит в голову. Инсайт (видение ситуации в целом, проникновение в некую глубинную связь) может случиться, а может и нет. В этом, последнем случае аналитик возвращается к распорядительной винкции - интерпретации. Но делает это тоньше, чем в гипнозе, поэтому клиент относится к ней благосклоннее.
При аллюзивной винкции (намек, метафора) клиент мягко подводится к тому, чтобы связь между симптомом и некими коррелятами была обнаружена, разомкнута и, возможно, создана новая. НЛП практикует аллюзивную винкцию плюс создание винкционной ситуации (введение в измененное состояние сознания), когда клиент сам устанавливает нужные ему связи.
Терапевт не может взглянуть на человека "чистым и незамутненным взором": сталкиваясь с пациентом, он склонен видеть в симптомах нечто большее, чем сами симптомы. И если целитель к тому же обладает мощной харизмой, то встает вопрос, не дает ли человек своему терапевту избирательную, адресную информацию, бессознательно желая в своих проявлениях и в динамике выздоровления соответствовать его ожиданиям?
Для трансперсоналов, воспитанных на Юнге, Тейяре де Шардене, человек существует в космосе и испокон веков. Они не могут согласиться, что в рамках видимого мира можно хоть что-то в реальной жизни объяснить, ибо все ответы - либо в прошлых воплощениях души, либо в проявлениях Абсолютного Разума.
НЛП свойственно проявлять свою экспансию не в патографии (т.е. в создании биографий великих людей или в описаниях поведения литературных героев с точки зрения своей теории), как иные школы, а в заимствовании эффективных техник из всех направлений. Соответственно, у него есть выбор, в каком масштабе работать. Для НЛП не свойственно слишком сильно расширять пространство своего клиента "без нужды", когда от него нет запроса. Если работа идет правильно, мир человека, безусловно, становится больше, но в комфортных для него размерах. Главное - создать на психотерапевтической сессии атмосферу безопасности и защищенности, и бессознательное клиента остановится там, где ему на данном этапе необходимо на какое-то время остановиться.
В заключение надо заметить, что в большинстве случаев психотерапевтические методы формируются на хвосте актуальных философских дискурсов, как дань философской моде...
...Психотерапия везде и во все времена складывалась из философской школы и клинической реальности. В любом ее направлении подспудно происходит некая идеологическая конфронтация между психотерапевтом и клиентом. И как бы мы ни пытались воздействовать только на его симптом, мы все равно воздействуем на его мировоззрение. При этом в наши кабинеты редко заглядывают те, кто абсолютно устойчив и непоколебим в своей вере: чаще всего наш клиент находится в поисках своего нового мира, даже если он и пытается еще цепляться за привычные ценности и рамки. Или человек просит оказать помощь, находясь в тяжелом эмоциональном кризисе. В обоих случаях его внушаемость повышена. И Юнг, и экзистенциалисты подчеркивали эталонную роль психолога в терапии - как модели для клиента. Мы, энэлписты, как никто знаем о магическом воздействии раппорта и о возможностях трансляции через него модели мира. Поэтому психотерапевту нужно бы сознавать, в каком субъективном мире он живет, во что верит и, соответственно, какую модель мира индуцирует своему клиенту. Любого обучающегося НЛП во всяком случае с младых ногтей учат: "Вселенная, в которой мы живем, - сфера дружественная"...* Надежда Владиславова. Гипотезы и теории психологии - к вопросу о НЛП в психологическом и психотерапевтическом наследии Запада.Одним из постулатов НЛП, как мы можем видеть в этом тексте, является следование сознания за бессознательным как величины, более знающей и разбирающейся в жизненных процессах.
На роль же сознательного остается управляющая и направляющая функция. Эта позиция мне представляется линейной, так как одно и другое следуют в одной колее, что значительно обедняет не только сам процесс движения, но и сужает значение опыта.
Видимо, именно поэтому терапия по НЛП делает ставку на замену одной, ущербной позиции бессознательного на другую, более конструктивную, используя для этого метафорическую подмену. Этим, по мнению НЛПистов, оздоровляется та самая бессознательная ведущая область. Не зря в название статьи внесены слова "великие иллюзии", ибо то, о чем мы сейчас говорили, является именно таковым.
Объясняю. Но для начала приведу такую фразу: "чисто не там, где метут, а там, где не сорят". В нашем случае здоровая психика не та, которую лечат, а та, которая не заболевает.
Именно поэтому способ, описанный НЛП технологией, занимается только лечением, так как замена одного блока подсознания другим либо его трансформация помогает устранить тревожный симптом, но не гарантирует от возникновения нового.
Утверждение, что запущенный механизм НЛП коррекции на бессознательном уровне якобы продолжает активно работать в творческом режиме, довольно сомнительно.
Ведь известно, что активная часть сознания - это ум, осознанность. Бессознательная же часть пассивна, инертна. Следовательно, ни о какой активности подсознания говорить не приходится.
Именно поэтому и невозможно на бессознательном уровне активное продолжение процесса саморегуляции. Однажды созданный НЛП-толчок может создать некое движение, но как только воздействие оператора прекратится, процесс в подсознании тут же пойдет по затухающей.
С этой точки зрения довольно странно выглядит утверждение, которым НЛПисты развивают эту тему, говоря, что в целях гуманизма НЛП-оператор не ведет за собой подсознание клиента, а, находясь сзади, лишь подстраховывает его, помогая тому самому разрешить свою проблему.
Вот вам еще одна иллюзия. Есть такая поговорка: "в берлоге никогда не уживутся два медведя". Так и в сознательном поле человека может конструктивно действовать только одно бессознательное и одно осознающее.
Если сознание оператора участвует в процесс коррекции бессознательного, то ум клиента просто обязан и будет находиться в состоянии полной подчиненности, раппорта. Но тогда каким же образом бессознательное может само выбирать истинный путь, если оно все же бессознательное?
Но если это все-таки происходит, значит, его все же ведут к заданной цели и этим поводырем является ум и воля оператора. И только тогда, когда влияние оператора прекратилось, энергетика личности клиента вновь обретает свою активность, становясь перед фактом.
И слабому в своем развитии уму приходится соглашаться и принимать данность как факт. Как я уже говорил, эта данность по всем признакам может казаться конструктивной, но все же личность вынуждена будет признать, что этот дизайн в психике был совершен хоть и по заказу, но все-таки не самим клиентом. А значит, в будущем могут быть проявлены те несоответствия, которые не могла предвидеть вторгшаяся чужая воля, пусть даже и в самых благих намерениях.
То же можно говорить о варианте, когда осознанность клиента работает со своим бессознательным без прямого вмешательства извне. Конечно, этот вариант достаточно сложен в исполнении, так как требует специальных навыков.
Тем не менее, теоретически мы можем говорить и о таком способе. На первый взгляд (и это тоже иллюзия) кажется, что уж этот-то способ идеален, так как абсолютно экологичен. Но это, увы, опять обман.
Дело в том, что хоть собственный ум и управляет трансформацией бессознательного, но ведь действует-то он по той программе, которую предоставила ему рука оператора. Значит, воздействие оператора в данном случае опять присутствует, но только не в прямом, а в опосредованном виде.
Кстати, чтение мантр, молитв, сутр и т. д. очень красноречиво демонстрирует нам, что из этого выходит. Не зря такие скорректированные люди именуются паствой, а оператор - пастырем. И хоть данная терминология имеет религиозный окрас, но эта техника в той же мере взята на вооружение и НЛП.
Великой иллюзией НЛП также является утверждение, что та часть психики, которая нуждается в реконструкции, не имеет прямого отношения к личности клиента, а значит, трансформация этой части ни в коей мере не будет выглядеть агрессией, даже если к этим частям будут применены самые разные стратегии.
Эта искусно созданная иллюзия служит для того, как вы, вероятно, заметили, чтобы обойти критичность ума и таким способом преодолеть волевое сопротивление клиента.
Логическое же осмысление этой доктрины говорит нам, что здесь имеется принципиальная нестыковка, так как изменение части целого никак не может не затронуть этого самого целого, потому что сама природа действует по принципу макро и микромиров, где каждое малое является миниатюрной копией целого.
Теперь несколько слов о рефрейминге как об очередной иллюзии. В цитируемом выше тексте сказано, что это способ: "...изменения отношения клиента к проблеме путем придания ей иного значения или помещения в иной смысловой контекст...".
Иллюзорность данной техники заключается в том, что таким образом не решается реально существующая проблема, а лишь создается попытка дать возможность личности по-другому увидеть ее, и, значит, изменить к ней отношение.
Без спору, это вещь вполне реальная - как субъективность, но объективно-то ведь проблема остается. Конечно, голодному человеку можно навязать иллюзию сытости через соответствующие образы, но ведь истощение организма от этого не прекратится. Гораздо целесообразнее было бы не относится к боли как к какому-то удовольствию или еще как-то в мазохистском стиле, а действительно устранять ее.
Я уже говорил однажды, что как скорая, быстрая помощь, в некоторых случаях, процесс рефреминга вполне конструктивен, но только в исключительных случаях и только как краткосрочное воздействие. В принципе же вопросы надо решать в смысле объективности. В противном случае беда будет неминуема, но накатится как бы неожиданно, из-за стены иллюзий.
Наше утверждение о недостаточной экологичности НЛП демонстрируют многие аспекты НЛП-технологий, в том числе и предшествующие непосредственному внедрению программы.
Речь идет о том, что и в отношении раппорта, для создания кажущегося согласия между оператором и клиентом, применяются не совсем корректные технологии. Другими словами, раппорт также является иллюзией, так как в основе его действия лежит все то же самое трансовое состояние клиента.
Иллюзия заключается в том, что ему кажется, что оператор, его программа, методика и вся прочая атрибутика НЛП прекрасны, истины и являются абсолютно уникальными, так как созданы специально для него и трансформированы под его психику. Именно на этой основе оператору удается, снизив критичность, войти в прямой контакт с сознанием.
Раз уж мы говорим об иллюзиях НЛП, хотелось бы обратить ваше внимание на те факты, о которых сами НЛПисты говорят и уверенно подчеркивают как о великих достоинствах. Судите сами:"
...Однако если в процессе терапии возникает такая потребность, существуют техники, позволяющие вывести клиента на любую высоту - бытия, самоидентификации, миссии, идеала ("Путешествие к глубинному ядру" и хождение по "логическим уровням" Бейтсона, "Кубик" Дилтса и встреча со своим предназначением на "линии жизни")...".
Хотелось бы обратить ваше внимание на еще один пример терапии, который НЛПисты считают высшим пилотажем: "
..."Ваши страдания - возможность не страдать ей". В мире НЛП этот ход назвали бы рефреймингом на очень высоком логическом уровне...".
А этим "пилотажем", по сути, является создание еще одной иллюзии, которая все переворачивает в сознании человека с ног на голову. Каким образом страдания человека могут доставлять ему в жизни удовлетворение, если это хоть и может служить для успокоения другого? Это весьма глупая позиция, в основе которой лежит конформность. Инертность и безволие данного состояния очевидны.
С позиции "Параллельного пассеизма" высшим пилотажем была бы иная расстановка акцентов. Например: "Ваши страдания по ушедшему видит ушедший и страдает от того, что причинил эти страдания Вам. Если Вы хотите доставить радость и счастье ушедшей любимой супруге, перестаньте горевать.
Будьте радостны, успешны в этой жизни и этим Вы доставите ей в той жизни успокоение". Как видите, в данном случае сохраняется не только волевая направленность, но и осуществляется конструктивное решение вопроса.
Хотелось бы высказать свое мнение по поводу того, что НЛП без надобности не обращается к прошлому клиента, хотя может это сделать, сообразуясь с его запросом. Мне кажется, в этом также видна иллюзорность подобной позиции, так как настоящее, оторванное от прошлого, не может претендовать на реальность.
Дерево (имеется в виду ее верхняя часть) целиком и полностью находится в соответствии с тем, в каком состоянии его корни. Поэтому разговор о настоящем без учета прошлого также можно считать иллюзией, в особенности, если при этом еще и планируется поход в будущее.
Возможно, у вас, читая статьи о творчестве НЛП, возникнет представление об этом направлении как о какой-то грандиозной и эффективной системе. Вынужден вас разочаровать.
Это всего лишь очередная иллюзия, так как по сути это представляет собой, как я уже однажды говорил, лоскутное одеяльце, то есть "с миру по нитке - голому рубаха", в которую с чувством гордости и достоинства рядятся НЛПисты.
Но это, как вы можете сами судить из данного материала, является методами, надерганными из всех возможных направлений психологии и не только, в чем вы убедитесь и в дальнейшем.
Кстати, и об этом будет сказано дальше, НЛПисты, продолжая совершенствовать свою лоскутную рубашку, в недалеком будущем, видимо, будут расшивать ее наиболее понравившимися ими даосскими узорами, как ранее это было проделано с африканскими и южноамериканскими техниками психовоздействия.
Но, невзирая на свою иллюзорность, НЛПиское направление весьма агрессивно в своей сути и не гнушается даже самых грубых способов дезинформации, передергивания.
Например, НЛПистами нередко так подается материал о методах своего направления, что у неискушенного читателя может создаться иллюзорное представление о том, что разработанные ими технологии также используются и другими психологическими школами.
Общаясь с НЛПистами, довольно часто приходится встречаться с фактами, где взятая ими в начале за основу вещь в конце изложения видится совершенно другой. Видимо, это тоже одна из техник НЛП.
"
...общее - это процесс разрушения старых и создания новых связей...". Эту фразу Александра Сосланда берет за основу НЛП-мастер, утверждая, что такой принцип не только присущ любой психотерапевтической школе, но и то, что без этого принципа они просто не могут существовать. Это утверждение, принятое ею, представляется мне также сомнительным. Попробую объяснить, в чем именно.
Я не согласен с той частью фразы, где утверждается, что общее - это разрушение старых связей. Со второй частью, где говорится о создании новых, я полностью согласен. Но вот с первой, где разрушение вводится в ранг конструктивного начала, я никак не могу согласиться.
Как память не может забыть ничего из прошлого и весь новый опыт строится именно на этом фундаменте (то есть на фундаменте реально бывших фактов), так и психика строится на ранее существующих конструкциях нравственности, где ничего не может быть разрушено, как невозможно изменить прошлое.
И даже то, что в этой трактовке речь идет не о каких-то отдельно взятых фактах, а о возникающих в результате их появления связей, не может ничего изменить.
Ведь любое целое состоит не только из отдельных частей, но и связей, скрепляющих это целое, в результате чего и эти самые связи, как только они сформируются, становятся такими же объективными частями, создавая монолит фундамента.
Рвать старые связи - это значит рвать фундамент, а это невозможно, так как на этих самых связях и держится сам мир, природа.
Поэтому данное утверждение является очередной иллюзией. Никто и никогда не смог бы порвать не одной старой связи. Речь идет только о таких перестройках, где вновь образованные связи способны конструктивно перекрывать старые.
Возможно, опять кто-то скажет: "Ну зачем же так буквально трактовать данную фразу?". В ответ могу сказать лишь одно: "А зачем же неточными формулировками вводить людей в заблуждение?". Попробуйте сами оценить высказанную мною мысль.
И такими иллюзиями пронизано буквально все, что касается НЛП. Судите сами: "
...Главное - создать на психотерапевтической сессии атмосферу безопасности и защищенности, и бессознательное клиента остановится там, где ему на данном этапе необходимо на какое-то время остановиться...".
Вот это самое чувство безопасности и будет очередной иллюзией. Каким образом бессознательное, лишенное волевого начала и уж тем более осознанности, способно остановиться на границе, обеспечивающей безопасность?
Это абсолютно нереально. И разговоры о том, что, мол, сработает инстинкт самосохранения, также не выдерживают никакой критики.
Действительно, не отрицая инстинктивного чувства безопасности, утверждаю, что оно может функционировать только при активности осознавателя, то есть ума как критика.
Заторможенное состояние осознания не позволяет включаться механизму самосохранения. Именно этот постулат в свое время был положен в основу разработок так называемых "совершенных солдат" в лабораториях милитаристской Японии и не только там. Как видим, мифы, мифы, мифы...
Даже такая отдающая благородством фраза, что психотерапевт НЛПист, сознавая, что через раппорт его модель мира становится образцом для клиента, и что надо, зная об этом: "
...сознавать, в каком субъективном мире он живет, во что верит и, соответственно, какую модель мира индуцирует своему клиенту".
Слышите, как благородно звучит данный призыв? Действительно, очень трудно к этому что-либо добавить. А на самом деле?
А на самом деле мы видим новую иллюзию, так как семинары и тренинги по НЛП привлекают всех желающих - главное - это то, чтобы за это были заплачены деньги. Это по факту.
А иллюзия? Читайте следующую: "
Любого обучающегося НЛП во всяком случае с младых ногтей учат: "Вселенная, в которой мы живем, - сфера дружественная".
П. Веденин, 14.08.2003