A A A A Автор Тема: Суррогатное материнство - истина или вымысел?  (Прочитано 3562 раз)

Ли Хоа

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 201
Всем известно такое понятие, как "суррогатная мать". Подразумевается, что это та женщина, которая, пройдя соответствующую процедуру введения в матку чужой оплодотворенной яйцеклетки, вынашивает ее положенный срок и затем рожает ребенка.

Давайте рассмотрим этот вопрос более пристально и проанализируем, все ли в этой теме так понятно. Итак, саму возможность произвести столь сложную процедуру, как "зачатие в пробирке", можно смело обозначить чудом современной медицины. И очень много сил и средств было положено нашими учеными, чтобы достичь столь высоких результатов.

Оправданы ли столь значительные усилия, нужны ли нашему обществу? Безусловно, да. Ведь когда по всем параметрам семья готова привести в мир новую жизнь, а женщина не может зачать и выносить ребенка, это может стать для нее незаживающей раной.

Разрушенные судьбы этой пары, годами растянувшееся страдание от невозможности исполнить свое предназначение могут поставить крест даже на самой жизни женщины.

А ведь она потенциально готова стать матерью, ее генотип для этого подходит, но вынашивание представляет для нее неразрешимую задачу. И что ей делать? А как чувствует себя ее мужчина, не имеющий возможность ощутить себя отцом ребенка от любимой им женщины?

Но так ли все безнадежно для тех, кто хочет создать счастливую и полную семью, в которой бы рос и радовался жизни их родной ребенок? И, как уже было сказано, современная медицина на этот вопрос наконец-то ответила: нет, они, как родители, не обречены, у них есть шанс зачать и вырастить свое дитя, продолжив тем самым свои генетические линии.

Но здесь есть один, очень тонкий нюанс. Да, медики уже научились оплодотворять в пробирке яйцеклетку. Но выращивать человеческий плод в лабораторных условиях они еще не умеют. Да и неизвестно, смогут ли они вообще научиться вынашивать плод до параметров гармонично развитого младенца.

Однако уже сегодняшний уровень развития медицины позволяет оплодотворенную яйцеклетку помещать в матку другой женщины для того, чтобы она выносила плод и затем родила его, исполнив роль той, которая по физиологическим параметрам сделать это не может.

И участие в этой программе приносит женщине, согласной на роль своеобразного "инкубатора", не только солидное денежное вознаграждение. И в духовном плане эта миссия поднимает ее на высокий уровень. Ведь она помогла другой женщине всё же исполнить свое предназначение и стать матерью. И всё бы было хорошо, если бы не психологический фактор. И именно ему посвящена эта статья.

Само понятие "суррогатная мать" звучит двусмысленно. Та женщина, которая дает согласие на внедрение своей яйцеклетки в чужую матку, слышит в этой фразе ее первую часть - "суррогатная". А та, что стала носительницей плода, постепенно перестает слышать первое слово определения, полностью концентрируясь на втором - "мать".

Она начинает себя считать матерью того, в ком нет ее генов, полагая, что раз она родила, значит, имеет на младенца все права. Мало того, известны случаи, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка после его рождения, и закон ей в этом не препятствовал, при условии компенсации материальных затрат.

Так одна, удовлетворяя свой материнский инстинкт, наносит страшную травму психике другой. Таким образом, мы имеем неразрешимую дилемму. Есть проблема, найден обходной путь, но итог неоднозначен, потому что на ребенка претендуют двое, с равным успехом удовлетворения. И кто бы ни победил, вторая половина оказывается пострадавшей.

***

Так есть ли разрешение этой части проблемы? Думаем, что есть, если подойти к решению этого вопроса не с налету, а психологически грамотно оформив процесс. Речь идет вот о чём. Конечно, мы должны иметь закон, который юридически регламентировал бы позиции каждого из участников. Но этого недостаточно.

Можно сказать, что это решение только внешней части проблемы. Всё происходящее будет совершаться людьми. Следовательно, их психика будет непосредственно задействована в столь сложных взаимоотношениях.

И для того, чтобы все прошло гладко, без психических срывов, каждого из участников требуется подготовить соответствующим образом, и сделать это должен специалист. Мы видим выход из подобного положения таким.

В данном вопросе, как недостающее звено в цепи происходящих событий, должен выйти из тени тот, кто способен расставить все точки над "i". Понятно, что психологическим аспектом должен заниматься профессионал.

Поэтому необходимо в медицинских центрах, которые курируют такой способ вынашивания, организовать психологические кабинеты. В них должны работать те психологи, которые будут способны грамотно консультировать как потенциальных родителей, так и женщину, желающую послужить в качестве своеобразного "инкубатора" для их будущего ребенка.

Но одного желания мало. Нужно не только хотеть, но и мочь. Поэтому первым этапом такой работы должно стать общение женщины с психологом на тему моральной готовности выносить чужого ребенка. Должна последовательно и подробно исследоваться вся ее жизнь, личные переживания и страхи для того, чтобы провести гармонизацию психики.

И в центре внимания должен быть вопрос о том, что для нее это будет хорошо оплачиваемая работа, которую она должна выполнить, передав рожденного ребенка в руки генной матери. А у настоящей матери должна быть выработана готовность доверить свое будущее дитя в чужие руки.

Когда это будет достигнуто, тогда психологу можно познакомить обоюдно заинтересованные стороны. Их он должен предварительно подобрать по принципу соответствия психотипов.

И супруги, и будущая носительница их ребенка, должны проникнуться друг к другу неподдельными чувствами приятия, симпатии. Без этого дальнейшее сближение нежелательно. Ведь итог будет зависеть не только от выполнения контракта одной стороной (денежное вознаграждение), но и другой (осознанный возврат ребенка генетической матери).

И лишь когда такое приятие установится, можно переходить к третьему этапу. Он начинается с того момента, когда оплодотворенная яйцеклетка помещается в матку согласной на эту процедуру женщины.

Далее идет процесс вынашивания, в ходе которого с психологом поддерживается тесная связь для того, чтобы в психике беременной не происходило раскола между долгом и начавшимся процессом привыкания к плоду.

Давайте рассмотрим такой пример. На год родители вынуждены уехать и, по тем или иным условиям, не могут взять с собой свое дитя. И тогда они договариваются со свободной женщиной для того, чтобы за хорошее денежное обеспечение она взяла опеку над их малышом.

Договор состоялся и родители уехали, оставив ребенка на воспитание заботливой няни. Женщина изо дня в день кормит и поит этого малыша, если он заболевает, ухаживает за ним, оберегает и лелеет. Рассказывает сказки на ночь, если тому страшно, ободряет и согревает.

Естественно, за год такой совместной жизни она невольно привязывается к ребенку и чувствует его, как своего собственного. Тот тоже отвечает ей взаимностью и даже во сне тянется к ее руке, как к материнской.

Но вот срок отлучки истекает, приезжают настоящие родители. И разве та женщина может встать между ними и ребенком, сказав: "Это моё!"? Нет, это безнравственно, ведь в истине она матерью не является. Другие генетические ветви, объединившись, дали новый побег, и она тут ни при чем.

Безусловно, ее роль, как воспитательницы, велика и заслуживает всяческого уважения, а также достойного вознаграждения. Однако не нужно путаться в понимании происходящего, тогда и не будет страданий.

Поэтому носительница плода должна постоянно сотрудничать с генетическими родителями, а те всемерно должны оказывать ей всяческую поддержку и помощь. И все это должно проходить под непосредственным контролем психолога.

А на более поздних сроках женщины вообще не должны расставаться, ухаживая за плодом сообща. Носительница плода не должна оставаться одна и желательно им жить вместе для того, чтобы в ее сознании не возникали нежелательные мысли, связанные с искусственной беременностью.

Все это время никакие разногласия либо конфликты не допускаются. А при любом накапливании негатива следует безотлагательная психологическая консультация.

Непосредственно перед родами необходимо всем участникам настроиться на них и морально, и физически, как настраивается экипаж самолета перед непосредственным заходом на посадку.

Все эти месяцы они помогали и поддерживали друг друга под непосредственным руководством психолога. И рожать эти женщины должны вместе, только одна на кресле, а вторая находясь рядом и всячески ее поддерживая.

***

Есть мнение, что родившая чужого ребенка женщина не должна его видеть, чтобы в ней не проснулись к нему материнские чувства и не возникли по этому поводу страдания.

Это верно в том случае, если бы такая работа психолога предварительно не была проведена. Роженице обязательно нужно увидеть, обнять и накормить своим молоком дитя, которого она выносила и который прежде питался соками ее организма.

В нашем варианте женщина, родившая ребенка, должна посмотреть на плод своего труда. А после того, как врачи дадут ей в руки рожденного ребенка, накормить его и затем передать генетической матери.

Радость должна сопровождать женщину в тот момент, когда она сможет передать младенца тем, кто прежде отдал его на выращивание. И в ней должно родиться чувство гордости мастера, искусно воплотившего мечту в реальность.

Теперь о том, что сейчас распространена практика вскармливания рожденных таким методом младенцев искусственными смесями. Мол, и рожденных обычным способом сейчас многие матери быстренько переводят на искусственное вскармливание - и ничего, те живут.

Это-то да, живут. Но хочется заметить, что сколько у нас искусственно вскормленных детей, столько же и больных. И ненужно младенца обременять этими проблемами, если у роженицы есть молоко.

Ведь натуральное молоко не заменишь никакими супер-смесями, и от чистоты, а также длительности вскармливания зависит крепость иммунной системы ребенка.

Поэтому было бы разумно не останавливаться на достигнутом, а продолжить курс симбиотического взращивания ребенка. Так, его носительница в прошлом естественно берет на себя функцию кормилицы в настоящем. Тогда и будущее ребенка будет обеспечено весомым запасом жизненных сил.

И на этом, четвертом этапе работы психолога, важно закрепить дружеские отношения между участниками уже сложившегося союза с тем, чтобы ясность позиций и ролей не подменялась каким-либо суррогатом.

Особое значение приобретает работа психолога с кормилицей. Ему необходимо провести курс реабилитации и восстановления с тем, чтобы начинать перестраивать ее психику в состояние не обремененной заботами свободной женщины.

Конечно, и после окончания вскармливания, когда жизненные пути участников договора разойдутся, у нее должны поддерживаться дружеские отношения с супружеской парой, в дом которых она помогла войти счастью.

А также сам ребенок должен знать, что эта женщина сделала для их семьи. Чувства уважения и признательности к ней должны сопровождать его на протяжении всей жизни.

***

Известно, что процесс создания и становления новой жизни состоит из нескольких этапов. Первым является оплодотворение яйцеклетки носительницы одного генотипа сперматозоидом другого.

Затем идет процесс вынашивания, когда плод превращается в ребенка, после чего идут этапы его рождения и вскармливания материнским молоком.

Впоследствии ребенок взращивается и воспитывается, что хоть никогда и не прекращается, но со временем переходит в процесс параллельного симбиоза, когда все сосуществуют как попутчики.

И все, понимая эту схему, должны четко осознавать каждый свою роль в этом процессе.

Первый этап - это база, когда два отдельных генотипа (мужской и женский) создают нечто третье - самостоятельную жизнь.

Затем эстафета была передана тому, кто вынашивал этот плод, рожал и вскармливал. После этого ребенок перешел в руки генетических родителей, которые и продолжили начатое ими же дело.

С этой точки зрения матерью может считаться та женщина, чьи генетические корни имеются в этом ребенке, а также та, которая занималась его воспитанием.

Вынашивание же, роды и последующее вскармливание никоим образом не может быть названо материнством. Это всего лишь союзничество, причем полноценное, а не суррогатное.

***

Известно, что любое дело обязательно должно основываться на соответствующем законе. Если же он четко не прописан, то положительное решение может быть принято в пользу как одной, так и другой стороны вовсе не по справедливости, а по тому, как эти факты подать.

Значит, всё еще в силе народная мудрость: "закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Сама возможность двусмысленности в толковании положений существующего закона приводит к сомнениям и разногласиям.

Давайте проанализируем, как же нужно выстроить законодательную базу, чтобы и справедливость была соблюдена, и люди хотели бы следовать этим правилам. Ведь это позволит закону работать, а не действовать насилием.

Итак, закон может быть принят от ума либо от сердца. Так как же правильно? Что принесет верное решение? Рассмотрим такой пример.

Англия славится своими парковыми комплексами. Там всем хорошо - и деревьям, и людям. Так как же разбивают там парки? Изначально на плане английского парка есть всё, продумываются различные детали, кроме одного - там нет дорожек.

Засаживаются деревья, цветы и газонная трава, однако тропинки люди должны протоптать так, чтобы им было удобно ходить. А потом работники парка уже проложенные направления облагораживают в аккуратные дорожки, тем самым закрепляя доказавшие свою жизненность векторы пути.

У нас же до сих пор устроители парков сначала выложат тротуары, а затем люди ходят по газонам, потому что им так удобно и быстрее. И лишь в крайних случаях, из-за непогоды, посетители парков пользуются неверно расположенными дорожками.

Законы должны основываться на чувстве понимания истинности рассматриваемого вопроса. А затем уже имеющуюся идею нужно логически оформить и узаконить. Таким образом, мы приходим к выводу, что закон должен строиться дуально, из чувства и логики. Причем логика - это его форма, а чувственность - наполнение закона.

И далее. Логическую форму должна предоставлять юриспруденция, а чувственное наполнение - психология. Тогда юристы будут следить за исполнением буквы закона, а психологи - за процессами отношений, происходящих в рамках этого закона.

Ведь исполнение закона - это обязанность. Но намного лучше закон исполняется тогда, когда, параллельно с обязанностью, он поддерживается и желанием людей своим духом следовать его букве.

Такой закон наиболее соответствует правде жизни, так как строится не на одних умозаключениях законодателей, а совпадает с природными принципами развития.

***

Так, работа психолога в соответствующих медицинских центрах должна быть юридически оформлена и закреплена как обязательная.

И в его функции должно входить психологическое консультирование всех участников данного процесса на протяжении всего пути. Тогда и не возникнет недопонимания либо конфликтов.

Так, в существующем законодательстве принят закон о "суррогатном материнстве", в котором если женщина захочет сразу после рождения ребенка оставить его себе, то она может это сделать.

Мы уже выяснили, что само обозначение "суррогатная мать" неверно в принципе и основывается на стереотипе - раз родила, значит, мать. Но как женщина, выносившая плод, может заявлять свои права на то, что генетически ей чуждо?

И как будет чувствовать себя настоящая мать, которая, пройдя сложные процедуры по забору у нее яйцеклетки, всё это время надеясь на свое счастье и веря в благополучный исход, в итоге останется с пустыми руками и мыслью о том, что ее дитя воспитывается другой женщиной?

Вот почему по закону возвращаться к своим родителям ребенок должен обязательно. А чтобы не возникло никаких трений по этому поводу, всё время вынашивания специалист должен постоянно разъяснять реальное положение дел и не допускать закрепляться в психике комплексам и стереотипам.

Ранее мы рассмотрели пять этапов становления новой жизни. В них период вынашивания и, возможно, вскармливания, хоть и важны в биологическом плане, но ничтожны в плане психологическом. Потому что в это время ребенок не осознает себя, а лишь формируется.

Поэтому как первый этап образования ребенка - объединение генетического наследия, так и завершающий (последующий за вынашиванием, родами и вскармливанием), обладают решающими факторами в деле понимания природы и сути материнства.

Ведь передача своему потомству генотипа и последующее воспитание ребенка являются смысловым наполнением самого понятия "Мать". Матерью может называться даже та женщина, которая вложила в ребенка только один из этих слагаемых.

То есть, женщина, которая передала свой набор генов при зачатии, уже может называться матерью. Также женщина, что взяла на воспитание генетически чужого ребенка и выполнила возложенную на себя задачу достойно, также вправе называть себя его матерью.

Но вот та женщина, которая за соответствующее вознаграждение дала согласие выносить плод, ни по каким параметрам матерью не является, и любые иллюзии на этот счет внесут свой негатив. Это просто ее трудная, ответственная и почетная, но работа.

И еще один психологический аспект. Насколько правомерно решать дело в пользу той женщины, которая способна зачать и выносить своего собственного ребенка, но желает получить чужого?

И почему в этом случае вдвойне должна страдать настоящая мать? Ведь она самостоятельно не может выносить свое дитя - и это причиняет ей страдание. А тут едва появившейся свет в окошке жизни у нее отбирают - и опять страдание.

Представьте себе, что человек очень хочет построить себе дом. Он много трудится на эту идею, оформляет весь пакет документации, советуется с архитектором, закупает необходимые материалы и, подготовив участок, наконец-то приглашает туда бригаду строителей.

А те, несколько месяцев поработав на строительстве дома, заявляют на него свои права под тем предлогом, что он им понравился, а деньги за него пусть хозяин по решению суда высчитывает с их будущих зарплат. Это справедливо?

Наш вариант психологической помощи позволяет выйти на свет истине, которая не терпит недомолвок либо сокрытия фактов. Тогда и не будет страданий там, где должна витать только радость рождения человека.

И тогда женщина, способствующая этой жизни прийти в мир (а, возможно, и не только ей одной), не будет ощущать со временем боль раскаяния от чего-то неправильно сделанного.

Она будет испытывать только гордость, наблюдая, как растут дети, которым она оказала незаменимую помощь в рождении, в поддержки в первый год их жизней, и которых иначе могло бы и не быть.

Ли Хоа, П. Веденин, 27.11.2004