Часть 1. Смех сквозь слезы
Обычно мы не задумываемся над такими проявлениями нашей эмоциональной сферы, которые считаются закономерными и естественными. Поэтому нам кажется, что здесь все понятно и ничего нового (что расширило бы наш кругозор относительно функций психики), обнаружить уже невозможно.
Это верно до тех пор, пока вопрос рассматривается линейным сознанием. Стоит подключить параллельность, и форма из плоской превращается в объемную голограмму, где высвечиваются такие глубины, о существовании которых мы и не подозревали. В качестве объектов для исследования на этот раз мы предлагаем взять такие два противоположных эмоциональных состояния, как торжество (выраженное смехом), и уныние (выраженное плачем).
Давайте вспомним, в каких случаях мы радуемся так активно, что не можем даже удержаться от внешнего выражения этого торжества, то есть смеха? Можно ответить коротко - это происходит тогда, когда нам хорошо. Но зададимся вопросом: всегда ли мы смеемся, когда нам хорошо? Видимо, не всегда. Так почему же мы все-таки смеемся? Не зря мы, параллельно с радостью, употребили слово "торжество". Однако торжество означает превалирование одного над другим. То есть смеется тот, кто торжествует по какому-то поводу.
Действительно, поводы могут быть абсолютно разными, но идея смеха одна: торжествующий смеется потому, что он возвысился либо над кем-то, либо над чем-то. По сути смех - это акт утверждения собственного величия, важности. Но так ли это на самом деле? Соответствует ли это величие объективному течению дел или это только субъективная реакция психики на удачу в этот раз или в этом случае?
Юмористы рассказали историю с глупым персонажем - мы смеемся. Кто-то поскользнулся и упал - нам смешно. Подарок судьбы - и мы смеемся. Почему? Да потому, что такова реакция торжества сознания над тем, что оказалось хуже нас, случилось не с нами либо выпало нам, а не другим.
Есть мнение, что смех - это очень хорошо. Мол, он продляет жизнь и так далее. Возможно, это и так, ведь (с позиции физиологии), происходит - через смех - ритмическое сотрясение-расслабление, снятие замков напряженности и тому подобное. Все это полезно, но ведь человек - не только физиология, но и психика, а также духовность. Однозначно ли так полезен смех, как это пропагандируют?
Посмеявшись вдоволь над кем-то, мы в торжестве своего величия можем легко попасть в подобную, а то и более серьезную переделку. Помните, у баснописца Крылова есть примерно такие строки: чем кумушек считать трудиться, не лучше ли, кума, на себя оборотиться? Видимо, Крылов обладал даром некой параллельности мышления, раз видел эту проблему (которая затронута не в сюжете самой басни, а в комментарии к реакции слушающей мишку обезьяны).
Отсюда высвечивается следующее положение. Безусловно, смех полезен, но параллельно со смехом должны литься и слезы сожаления. И не только как гуманистическая форма соучастия с человеком, попавшим в комическое положение (ведь от смешного до трагического - один шаг), но и как понимание того, что все это происходит с нами, людьми.
А то, что эта проблема на этот раз нас минула, следует рассматривать как отсрочку, ведь тщательный анализ своих действий легко проявит еще более серьезные промашки. Просто пока Судьба терпит, но зачем? Вот тот вопрос, который может добавить к смеху слезы.
Скорее всего, не зря так устроен наш организм, что если сильно смеяться, то на глазах выступают слезы. Мне кажется, что это напоминание той части сознания, которая несет функцию интеллектуального знания.
Есть еще один момент. Смех над кем-то за его неудачу, неловкость и так далее, конечно же, как мы уже говорили, естественен, логичен. Однако, в параллельность с ним, также нужны и слезы, причем необязательно слезы должны литься ручьем. Достаточно, чтобы это случилось метафорически, но объясниться за свой смех необходимо, как, впрочем, и оказать помощь.
Смех без анализа, без объяснения, без оказания помощи будет трактоваться как насмешка, а это уже вызов Судьбе, с которой, как известно, лучше не спорить. Насмешка порождает недоброжелательность, злобу, ожесточение и другие энергетические посылы, которые ускорят и усилят отклик Судьбы.
Возможно, многие скажут: так в чем же новизна, а тем более параллельность? Ответ прост: проанализируйте себя сквозь призму этой идеи и вы поймете один, весьма важный момент. Знать и понимать что-либо - это одно. А вот соблюдать это, причем не в насильственной, а в волевой форме - это нечто совсем другое.
П. Веденин, 31.12.2002