Жизнь - это форма существования, а выживание - способ самоутверждения всего сущего. Но если свое право на жизнь требуется утверждать, следовательно, выживание обозначает, прежде всего, борьбу за это право.
Но раз идет борьба, то, естественно, имеются победители и побежденные. Мало того, раз борьба идет за саму жизнь, то, следовательно, накал такой борьбы огромен, а ее итог трудно переоценить. Естественно, что для достижения победы участник "схватки" должен быть не только бойцом (человеком, обладающим духом боя), но и хитрецом (человеком, знающим уловки боя). Словом, он должен стать Воином.
Неверно утверждение, что города можно брать только при помощи одной лишь смелости, мужества, дерзости и т.д. В принципе, конечно же, можно, но какой ценой и не придется ли за такую победу (пиррову) в итоге заплатить дороже? Но христианская мораль своей властью наложила запрет (табу) на любую культово-магическую деятельность, объявив ее колдовской.
Неудивительно, что наш христианский мир (и православный в особенности, как ортодоксальное направление христианской религии) значительно отстал в этом искусстве выживания. И наше существование до сих пор можно объяснить только одним - жертвенностью одних и плодовитостью других.
Современная жизнь настоятельно требует от нас адекватности к процессам взаимоотношений. И для того, чтобы не проиграть в этой игре, нам необходимо пересмотреть прежнее устоявшееся мировоззрение, которое как догмат продолжает управлять нашим сознанием.
С этой точки зрения "стратагемы", оппонируя, прежде всего, диктату церкви, а в некотором смысле и власти, предлагают неортодоксальные способы достижения и утверждения личных, корпоративных (экономических или политических), социальных, а также военных целей.
Изюминкой стратагемы является как органическое вплетение в ткань ее плана тактических хитростей (снабженных техническими ловушками), так и создание за счет многоплановых активов непрерывного процесса созидания.
Естественно, что для внедрения множества деталей в общий целевой процесс требуется большая сообразительность, комбинаторика, изобретательность, психологические знания и технические приемы, из которых можно было бы (при необходимости) выбирать требуемые элементы.
Само собой разумеется, что, начиная очередную схватку за "интерес", каждый из участников стремится к победе, но неминуемо один всегда оказывается побежденным.
Одно дело, если победа была одержана, как говорится, в "честной борьбе", т.е. ведущейся по правилам. Но такой вариант резко ограничивает процесс рамками условностей, превращая его в выхолощенную форму, лишенную практического содержания. Здесь нет даже намека на искусство.
Жизненная игра, как настоящее искусство, имеет свой неповторимый пикантный привкус, который возбуждает, будоражит, влечет. Почему? Видимо, потому, что в ней нет принципиальных и категорических ограничений.
А те, что все же частично имеются, можно обойти. Так вот что тревожит душу - это возможность к полету фантазии, риску, когда можно выразиться и утвердиться в жизни, заявив о себе силой воли, твердостью веры и властью личности.
Но совсем другое дело, когда один из противников оказался обманутым, т.е. был перехитрен и как следствие переигран. В таком случае, проигравший становится смешным и выглядит глупым в глазах окружения. Иногда стресс от поражения надолго (если не навсегда) способен выбить его из списка участников игры. Кроме того, мало кто теперь захочет пользоваться его услугами или использовать как союзника.
Для такого игрока это может означать профессиональную "смерть", которая способна привести и к физической гибели. Вот почему так важно в современном мире отношений (где высшей человеческой ценностью предполагается свобода самовыражения) относиться к стратагемам не как к банальным уловкам, хитростям, обману (что воспринимается как нечистоплотность в отношениях и считается "низшим проявлением ума"), а как к высшей форме не только знания, но и умения.
Такой человек должен считаться настоящим гроссмейстером человеческих отношений, и его уникальность неоценима. Политики, военные, бизнесмены (особенно их деловые представители - менеджеры) и т.д. являются самыми активными участниками подобных отношений. Следовательно, знания в этом направлении для каждого из них могут оказаться жизненно важными.
Я хочу вам предложить небольшую выдержку из книги:
"Стратагемы..." Харро фон Зенгера [под ред. Мясникова В.С. - М.: Изд. "Прогресс", "Культура", 1995]
"...отбросив эмоции, допустим, что в жизни взаимоотношения людей на всех уровнях являются определенными игровыми системами со своими правилами и особенностями. Это не плод нашей фантазии, к этому заключению пришла совсем недавно современная психология. Родились понятия: трансакция - единица общения; процедуры, ритуалы и времяпрепровождения - простейшие формы общественной деятельности. Наконец, было сформулировано определение игр.
"Игрой мы называем, - пишет выдающийся американский психолог Эрик Берн, - серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. ...Игры ...могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом"... ".
Научный подход к вопросу о стратагемах многократно усиливает их значимость в табеле о рангах применительно к нашей коммуникабельности. В культуре стран как Ближнего Востока, так и Юго-Восточной Азии рациональный подход к данному вопросу давно считается естественным и логичным (...Восток - дело тонкое...), а на территории Европы отношение к этому вопросу только теперь начинает пересматриваться. Хотя в элементах и мы далеко не новички по части различных уловок.
Но, как вы понимаете, в данном контексте речь идет о стратагеме, то есть о единении интуитивного взгляда и научного подхода. Хотя человеческий фактор зачастую оказывается решающим, невзирая на стратегию планирования. Как учил Сунь-цзы: "Непобедимость заключена в самом себе, возможность победы заключена в противнике".
Речь идет о том, что возможность победы и способность к ее достижению являются холистической парадигмой, целостность которой воплощена в стратагеме школы "Встречный ветер" посредством духа Воина и души Мудреца.
Это монадное единение символизирует сдвоенную дуальность. Первая представлена мощью Дракона и ловкостью Обезьяны, а вторая - гибкостью Змеи и жесткостью Тигра, что в итоге должно стать упругостью Орла.
Таким образом, становится совершенно ясным, что стратагема - это особый вид универсального оружия, которое способно не только разрушать или созидать, но и противодействовать этим направлениям человеческой активности в полном соответствии с изначально заложенным смыслом.
П. Веденин, 29.06.2004