В наше время от прогрессивно мыслящих ученых всё чаще можно слышать, что человек мыслит не мозгом, а посредством него.
Следовательно, мозг - это механизм, управляющий процессом мышления. Но тогда диссонансом звучит произносимая теми же лицами фраза, гласящая, что сознание является функцией мозга.
Функция его есть возможность управлять мышлением с помощью энергетической накачки особого вида энергии - ментальной, - но никак не мыслить. И еще существует мнение, что сознание человека имеет общественную природу.
Да, оно развивалось в длительной эволюции. Да, его память хранит накопления многовековых культурных слоев, но природа сознания строго индивидуальна и личностна. Именно поэтому оно и включает в себя не просто мыслительную деятельность, но и чувства, ощущения.
Сознание по этим причинам не вторично, а первично. Оно просто не могло стать проявленным, не имея материального носителя. Однако идея материи была сформирована именно в первичном природном сознании, а затем оказалось проявленной в нём.
Хотя, как мы уже заметили, сознание не только духовно в своей основе, но еще, естественно, биологично и, конечно, социально. Именно в такой последовательности и следует рассматривать иерархию его структуры. Духовное отвечает за личность, биологическое - за индивидуальность, а социальное - за нравственность.
Конечно, нравственная надстройка сознания формируется за счет приобретенных человеческих способностей. Но это происходит на базе его генотипа и, как следствие, характера, который следует рассматривать, как структуру возможностей. Способности без возможностной основы быть не может.
А возможность, как исходная величина, - дуальна - она материальна и духовна. Причем в первую очередь, следуя иерархии значимости, - сперва духовна, и только после этого материальна. И если социальная среда не является определенной раз и навсегда, а может быть изменена, то возможность жестко детерминирована как биологически, так и духовно.
Биологический фактор зависит от генного ряда, который был унаследован от родителей и, далее в прошлое, по двум родственным ветвям. А духовный - от эволюционной спирали - в зависимости от нахождения духа этой Души на том либо ином витке своего развития - то есть эволюционной развитости.
Причем комбинация духовного и биологического в человеке, что и составляет основу его сознательности, как возможности, зависит от тех требований, которые заявляются Душой, как соответствующие в наибольшей степени развитию духа.
Вот почему и следует духовность сознания в табеле о рангах ставить впереди биологической основы, на которую уже ложатся мазки социальности, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Так разве то, что, непрерывно дополняясь, меняется, может претендовать на первый "голос"?
Итак, мы разобрались в том, что духовно-биологическая база сознания не только дуальна и является первоосновой, но и, что особенно важно, - она уникальна, то есть неповторима. Поэтому было бы ошибкой подходить к каждой форме сознательности с какими-то усредненными программами воспитания и развития.
В этой связи нужно понимать, что если мы говорим о разлете уровней возможностей сознаний, то, выходит, придется и обозначить эти уровни, на которые делятся способности. Было бы ошибкой говорить о них, как о низших и высших. Но то, что одно сознание всегда отлично от другого по своему развитию, - очевидно.
Поэтому обозначение уровней есть акт сравнения одного сознания с другим. И тогда можно заключить, что уровень сознания А выше, чем у Б. И здесь не имеет значения расовая принадлежность, национальность, место обитания и т. д. Просто один человек, по факту своего рождения, оказался в сумме двух факторов - духовного и биологического - с более высокими возможностями, чем другой.
Однако возможности - это потенциальное значение, а целостность и законченность требуют от сознания еще и способностей, причем проявленных, выраженных. А это еще один виток в жизнедеятельности человека. И не всегда итоги жизни подтверждают главенствующие задатки, как незыблемые и окончательные.
Поэтому три "кита" сознательности: духовное, биологическое и социальное есть только вводные условия, которые могут быть собраны в самые различные комбинации, и будут продолжать реконструироваться в ходе всей жизни.
Преимущество одних перед другими очевидно, но это еще не факт, что так всё и останется. Потому что социальное в человеке так же дуально и разветвляется на теорию и практику. А объединяет эти две отдельные силы в монадную величину труд.
И смотрите, что получается. Тот, кто по судьбе оказался впереди, получив так называемую "фору", не всегда понимает ценность этого дара и, чувствуя "легкость" жизни, не считает для себя необходимым трудиться в полную силу.
Другой же, оказавшись за его "спиной" и понимая это, начинает гонку за лидером, что и является его стимулом. Трудовые усилия такого сознания постоянно находятся на самом пике своих возможностей. И что же мы вдруг обнаруживаем? Тот, кто по всем расчетам должен быть сзади, неожиданно оказывается впереди.
Но вдруг ли либо это закономерно? Безусловно, закономерно. Вот поэтому я и утверждаю, что нет неизменно высших либо низших сознаний, но есть приоритетное обстоятельство, в котором все на линии старта находятся в неравных условиях. А этими условиями можно как пользоваться, так и их использовать, что далеко не одно и то же.
Пользоваться - значит эксплуатировать, что сродни эксплуатации, и здесь прогресс минимален. Использовать - значит, взяв за основу имеющийся актив, стремится его множить, усиливать, продвигать вперед. Причем делать это надо непрерывно и постоянно - каждый раз хоть на чуть-чуть, но обязательно вперед.
А для этого необходим самый тесный и максимально гармоничный контакт духа и тела, где под "И" подразумевается психика. Древние греки считали, что человек мыслит всем телом, и это так. Однако не только телом богат человек.
* * *
Если мы говорим о человеке, как о некой целостности, то надо, прежде всего, иметь в виду его сознание, ментальность которого определяется также тремя "китами" - интеллектом, умом и энергетикой. А вот энергетику (во всяком случае, в ее основе) определяет именно биология тела, и ее продолжение - физиология плюс развитость тела.
Почему мы подняли этот вопрос? Дело в том, что для того чтобы энергия могла свободно течь в организме, превращаясь из одного вида в другой, вплоть до ментальной, нужны определенные условия. И первым из них является способность к координации, причем в самом широком смысле этого слова.
Чтобы быстро, точно и ясно мыслить, надо ловко, мощно и эффективно двигаться. Одно без другого лишается целостности, а значит, и качественности. Однако что есть качество сознания? Это степень его развитости, которая обуславливается переходом "индивидуального Эго" в "личностное Я".
И здесь первостепенное значение имеет симбиотичность ментала, выраженная взаимным приятием и взаимопониманием между интеллектом и умом. Где роль интеллекта выражена информатором, а ума - осознавателем. Отсюда интеллект настойчив, пунктуален и знающ, а ум - эпизодичен, халатен и ответственен за умение.
Интеллект - интуитивен, а ум - логичен. По поводу взаимоотношений этих двух институтов сознания Зигмунд Фрейд говорил: ":Голос интеллекта тих, но он не успокаивается, пока не добьется, чтобы его услышали:", - то есть поняли. И рано или поздно, но ум начинает осознавать те истины, которые для объективного интеллекта были абсолютно очевидны.
В народе есть такая мудрость: "нет ничего тайного, что ни стало бы явным". Эта поговорка как нельзя лучше раскрывает для нашего понимания те отношения, которые имеют место в пространстве сознания. Но если интеллектуальные знания объективны, а умение ума субъективно, то основным направлением развития ментальности должна стать тренировка ума, направленная на совершенствование его комплексного качества умения логически мыслить.
Но что значит "мыслить"? Это означает создавать образы, для чего необходимо развитое воображение. "Логически" - значит эти мысленные образы и последующие им мысленные формы должны быть максимально адекватными информационным раздражителям, для чего используется такой прием, как создание плана или разработка программы.
"Умение" - значит уметь или мочь практически реализовывать теоретические разработки - такие, как, например, фантастическая идея или мечта. Они могут иметь несколько направлений развертывания в пространстве и времени. Речь идет о технике воплощения, тактике перемещения и стратегии реализации.
Но, как уже говорилось, в основе всех этих свершений лежит так называемый человеческий фактор или соотношение в сознательности человека двух его базовых составляющих: "индивидуального Эго" и "личностного Я". Эго - это изначальное состояние ментальности, а "Я" - это тот эталон, к которому надо стремиться.
Так что такое есть "Я"? Можно говорить о "Я", как о самосознании. Это верное определение, но не конечное. Понятием "Я" человек не только осознает сам себя, но и выделяет себя из окружающего мира. То есть его "Я" становится альтернативой - "Они".
Есть мнение, что "Я" - это и есть тот самый дух, который способствовал переходу человека в иное, более высокое состояние сознательного качества. И с этим не поспоришь. Другие утверждают, что "Я" - это продукт эволюции живой материи, результат социализации человека, природная данность и т. д.
Отчасти всё это так, но ни одно из этих утверждений не может претендовать на истину. Потому что идея "Я" заключена в фокусном совмещении всех этих (и не только) составляющих его целостность в гармонию единства. Именно в гармонию, а не в равновесный баланс.
Ведь соотношение всех мощностей, слагающих "Я", постоянно меняется, но никогда при этом не выходит за грань оптимума, который выражен устойчивым неравновесием. Только при этом условии сила "Я" может постоянно развиваться и расти, вплоть до личностных величин.
Вот почему "Я", как понятие, рождается в человеке дважды. Первый раз - обычно в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает осознавать сам себя, перестав говорить о себе в третьем лице. Но первое лицо имеет ярко выраженную ЭГОистичность, что объясняется желанием выжить.
Второй раз, - когда "Я" узнает себя, как "личностное Я", стремящееся жить. Но что значит "жить" в этой интерпретации? Существует две базовые ценности, на которые может ориентироваться человек в процессе своего существования. Первая - это ориентация на "небесный мир", вторая - ориентация на мир "земной".
Но поскольку эти две принципиальные формы не могут по отдельности организовать жизнь, то речь пойдет об их симбиозе. И теперь вопрос будет определяться приоритетом одной из них, так как полного равновесия в этой теме быть не может.
И есть третье направление, ставящее во главу угла культ творчества человека (в процессе реализации чего создается новый, искусственный мир), и предоставляющее его культуру (а не природную), как единственно истинную.
Этот мир предельно рационализируется, естественные органы чувств усиливаются (искусственно), и человеческое восприятие выходит за пределы, которые были определены природой.
Таким образом, среда творческой активности людей начинает выходить за рубежи, которыми был ограничен круг их жизнедеятельности, установленный законом природы, и переходит в то состояние, которое получило наименование "пост-человеческое".
Продолжение следует...
П. Веденин, 12.02.2007