A A A A Автор Тема: Ревность  (Прочитано 4806 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Ревность
« : 17 апреля 2005, 04:00:00 »
Имеется такое выражение: "если мужчина бьет женщину, то он ее любит".

Видимо, подразумевается, что таким образом может быть проявлена забота о ней, битьем направляя "неполноценное" создание на путь истинный. А раз так, значит, она ему небезразлична, - что и требовалось доказать.

Идея, в общем-то, ясна и понятна. В некотором роде, даже доказательна, но вот вопрос: а насколько она приемлема? И после тщательного изучения оказывается, что данный тезис абсолютно бессмыслен, а подобные отношения не могут иметь конструктивной перспективы.

Скажете, но при чем же здесь ревность?

Действительно, напрямую, вроде бы, и ни причем. Однако и по поводу ревности зачастую приходится слышать то же утверждение: "если человек ревнует, значит, он любит. Ведь налицо имеется явное подтверждение этого чувства - демонстрация небезразличия".

И снова возникают сомнения: а так ли это? Вот для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте постараемся изучить это проявление психики. И, сделав аналитическое исследование, произведем из него соответствующий вывод. Думаю, что ответ на этот вопрос нужен всем.

Прежде всего, необходимо понять, что такое "ревность" и откуда она взялась? Начнем с того, что известно. Ревность - это эмоциональное проявление, энергетический выброс некоего чувства. Первая часть определения понятна, однако что скрывается под определением "некое чувство"?

Говорят, что это чувство и есть любовь. Но так ли это? Начнем с того, что вербализируем смысл первой, понятной части этого определения. В чем идея ревности как эмоционального всплеска, на чем она базируется? И приходим к неутешительному выводу.

Основными побуждениями для этого проявления послужили следующие моменты, возникшие при коммуникационном процессе. Речь идет о "зависти и жадности", "презрении и мании величия", "подозрительности и недоверии", "индивидуализме и обособленности".

А теперь давайте постараемся совместить эти самые моменты с теми качествами, которыми мы наделяем чувство любви. И видим, что они несовместимы. Следовательно, утверждение, что ревность - это особо чувственное проявление любви, не имеет под собой никакого основания.

Но такое чувственное проявление имеется, это факт жизни. Следовательно, нам остается определить то чувство, которое действительно является побудительным мотивом к выражениям с подобными конфигурациями. И, судя по заложенному в них смыслу, на эту роль более всего подходит эго.

Теперь непосредственно о нём.

Это черта характера, и потому является не только базовой, т.е. выполняющей опорную функцию для данной личности, но и неизменной, т.к. она проистекает из "генотипа". А без этого "кирпичика", как части общего наследия, нельзя было бы говорить как о развитии сознания, так и о его эволюции.

Отсюда выходит, что ревность - это не просто самовыражение характерной черты, но и одна из необходимых качеств психики, присущих каждому конкретному человеку. Причем доля такой выраженности колеблется в разных величинах, т.к. зависит от того же генотипа.

Значит ли это, что если ревность является некоей данностью, то с этим проявлением не только ничего нельзя поделать, но и даже вредно хоть что-то предпринимать? Ведь тогда налицо видится попытка насилия, а это никак не может быть совмещено с тем, что мы называем культурным обществом.

Хотя неужели термин "культура" должен быть неразрывно связан со страданиями, которые возникают у членов этого общества вследствие этой самой "культурности"? Нет, в этом нет логики, следовательно, надо искать какое-то другое решение. Как же изменить то, что по определению неизменно?

И оказывается, что ничего изменять-то и не надо. Вернее, не надо стремиться изменять неизменное. Хотя, в то же время, неправильным было бы оставить на самотек изменяемое.

А наша сознательность как раз и располагает такой дуальностью. Я говорю о характере и нравственности.

Характер - это потенциал личности, его мощь.

А нравственность призвана быть силой управления и направления этой мощи.

Отсюда нравственная составляющая сознания (которая изменяема и, значит, способна к развитию), дозируя и перераспределяя энергию характера, без ущерба может строить конструктивные отношения участников процесса.

Нет резона и смысла в борьбе против своего естества. Это тот заряд жизненности, который был заложен в нас природой и нами же от нее унаследован. От борьбы с самим собой мы только потеряем, причем как всё общество в целом, так и каждый в отдельности.

Хотя было бы неправильным пользоваться этой мощью без ее коррекции. У животных эту функцию выполняет инстинкт. Но человек, возвысившись над животным миром за счет осознанности, должен ее использовать как конструктивную энергию, призванную властвовать.

От этого генетическая мощь, объединившись с силой управления, приобретет истинное могущество. Поэтому, если мы вернемся к тому, с чего начали, то можно будет сделать следующий вывод.

Ревность, как проявление характера, которое было посылом, идущим от эго в виде эмоционального всплеска, есть мощь. И она такая, каковым является наследие индивида. Это факт данности, и он неизменен.

Параллельно с этим проявлением синхронно возникает и то, которое призвано его сопровождать. Имеется в виду нравственная составляющая, которая была сформирована как сопутствующий "механизм".

В задачу нравственной ячейки, синхронно активизирующей свою силу, входят следующие действия.

Сначала требуется "стреножить" эту ревнивую мощь, а затем ее "обуздать". Но при этом надо следить за тем, чтобы последующее "взнуздание" не повлияло на снижение фона общего могущества.

Мощность должна быть увеличена за счет рационализма, который был создан силами управления. Но если этот процесс сделать неправильно, то может произойти энергетическое вычитание вместо ожидаемого сложения.

И тогда ревнивый "мустанг" превратится в тщедушную "клячу".

* * *

Попробую дать конкретный совет, как этот процесс может быть проделан.

В нашу задачу входит управлять ревностью так, чтобы вновь возникшая конструкция стала не только более рациональной, но и не снизила бы свою сложно составленную потенцию.

В начале мы определили четыре основные пары тех побудительных мотивов, которые и порождают состояние ревности. Это чувства: "зависти и жадности", "презрения и мании величия", "подозрительности и недоверии", "индивидуализма и обособленности".

Все они, как производные эго, служат благородной цели - сохранению целостности индивидуума.

Но, несдерживаемые и некорректируемые нравственной надстройкой (либо плохо или недостаточно контролируемые) из-за неполноценного воспитательного процесса, они способны творить зло.

Поэтому давайте перестанем корить что-то в себе, а обратим внимание на себя.

Так, зависть, вместо того, чтобы выглядеть как ревность к достоинству другого, должна быть преобразована в исследование того, что препятствует самому или самой стать такими же или даже лучше.

Жадность (вместо того, чтобы ревниво оберегать имеющееся наличие от чьих-либо притязаний) может быть реконструирована, с одной стороны, в экономичность, а, с другой, в целесообразность. И действительно, а разве мотовство или безрассудность поведения (как альтернатива ревности) лучше?

Презрение, которое ревниво пытается возвысить личность над другими, также не может быть признано достойным актом самоутверждения. Попытка оберегать свое величие через презрение к другим обычно вызывает обратный эффект.

Поэтому ревность, выраженная презрением, должна быть заменена привлечением к себе тех сторонников, которые могут стать союзниками.

Мания величия. Опасность этого положения в том, что ревность является направленной на всё и вся. Человек начинает ревновать к себе всех, в том числе и самого себя.

Это может привести к расщеплению сознания, когда под одним лицом возникает две личности. Поэтому ревность должна быть переориентирована на следующую идею.

Для того чтобы не только быть великим, но и оставаться им как можно дольше, надо постоянно развиваться, совершенствоваться. Занимаясь поиском новых, улучшенных технологий, самому исследовать глубины знания и утверждаться в них. Надо быть, а не казаться.

Подозрительность утомляет сознание и иссушает душу. В конце концов, человек принимается подозревать всех. Начинается мания, которая порождает страх, переходящий в непрекращающийся кошмар.

Основным пороком этого вида ревности является акт домысла. И тут может быть создана любая, самая невероятная, даже неправдоподобная конструкция.

Поэтому лучше было бы направить энергию ревности, рожденную подозрительностью, в русло высокого уровня как общего внимания, так и концентрации на цели, осознания реалий, точности формулировок, определенности замыслов. Это позволит человеку ясно видеть ту действительность, которая обычно сокрыта.

Недоверие - это столь серьезное проявление ревности, что пред ним меркнут все остальные формы эмоциональности эго. Дело в том, что недоверие - это антипод доверия, которое является одной из дуальных сил, составляющих духовность человека, его интеллектуальность. Речь идет о вере.

А отсутствие веры способно лишить силы самое мощное в потенциальном смысле сознание. Вот почему на этот аспект ревности следует обратить самое пристальное внимание.

Компенсировать же недоверие можно только через знание, которое придает человеку уверенность. Нет проблем с недоверием, когда имеется знание.

Индивидуализм, как ревностное чувство, проявляется в виде такой формы поведения, которую можно выразить фразой: "Я сам!". С одной стороны, это может показаться неплохим качеством. С одной - да, но если это уже приобретает признаки ревности, то жди беды.

Во-первых, такой ревнивый индивидуализм заставляет человека самому хвататься за все дела, не позволяя никому и ничего делать. В результате обязательно пострадает само дело. Тот, кто пытается схватиться за всё сразу, в итоге "держится" за воздух.

Но что можно этому противопоставить? Руководство.

Если человек чувствует в себе способность и желание владеть многими процессами сразу, то и надо перепоручить их выполнение другим - тем, кто будет достоин, - а самому приступить к управлению.

Вот и оказывается, что можно владеть многим, пребывая в одном лице. Но каком? Управляющим основным - ревностью.

Обособленность. Это ревность, направленная против всех. Как против общества в целом, так и против каждого человека в отдельности.

Обособленность можно признать заболеванием, т.к. она имеет ярко выраженный социальный аспект. С некоторой точки зрения, подобное поведение может быть названо сектантством. Компенсировать же имеющийся негатив можно при помощи антитезы на замкнутость.

Разорвать этот порочный круг можно только извне, привлекая для этого помощь тех, кто воспринимается тем человеком как достойный его внимания. И если не равный ему, то хотя бы приближающийся к этому.

* * *

Итак, вам была представлена антология ревности, а также пути ее реконструкции, призванные превратить ее из негативного качества в позитивное проявление чувства эго.

П. Веденин, 17.04.2005