Предыстория вопроса:
05.03.2005 20:11 Х.
Здравствуйте, Павел Веденин.
В одной из Ваших статей я прочел следующее высказывание. Не помню уже дословно, но что-то в таком роде: "
мудрость заключается не в накоплении знаний, а в освобождении от них". Честно говоря, такое интригующее утверждение выглядит не совсем понятным.
А подтолкнуло меня написать Вам следующее. В одной интернетовской статье, где излагаются причины возникновения синергетики и даются объяснения, по сути, этой науки, а также ставятся ее задачи, я натолкнулся на иную трактовку мудрости.
Правда, там говорилось о творческом мышлении. Но, как мне кажется, речь идет об одном и том же: мудрость - это состояние сознания, а творческое мышление - процесс осознания. Но качественная составляющая должна быть одна. У Вас это - освобождение от знания.
В той же статье эта идея изложена так: "
...Согласно синергетической модели, творческое мышление представляет собой самовырастание целого из частей в результате самоусложнения этих частей...". Как я понимаю, это должно означать набор знаний, а не освобождение от них.
И вот еще что. Девизом синергетики являются слова Поля Валери: "Творец - это тот, кто творим". То есть имеется в виду то, что строить себя необходимо от другого, и это будет правильно. Но это их взгляд, а что скажете по этому поводу Вы?
С уважением,
Х.
Ответ:
Здравствуйте, Х.
Ответ на Ваш вопрос уже написан, но будет оформлен отдельной статьей, которая называется "Ментальное поле". Следите за публикациями.
С уважением,
Ли Хоа, 06.03.2005
*
Здравствуйте, Х.
Я продолжаю утверждать правильность моего взгляда на заявленную идею и постараюсь сделать это максимально убедительно. Основной тезис выглядит так: если не освобождаться от усвоенного, то однажды произойдет переполнение, и процесс набора прекратится.
Возьмите человека. Он питается для того, чтобы жить. Но если он не будет освобождаться от итоговых материалов, то этот процесс зайдет в "тупик" и вынужден будет остановиться. И дело тут не только в банальном освобождении от шлаков.
Тот жизненный процесс, который становится возможным от "питания" (причем в самом широком смысле), находится в непосредственной зависимости от цепочки: употребление -> усвоение -> трансформация -> выражение. Конечно, этап накопления "ценностей", безусловно, присутствует, но он является первой частью целостного процесса.
Если бы его не было, то не отчего было и освобождаться. Не зря имеется такое высказывание: "
всё гениальное - просто". То есть мудрость не в усложнении, которое конечно, а в упрощении, которое бесконечно. Именно тогда и возникают предпосылки к организации искомой мудрости.
Но как увязать имеющееся противоречие: да, знание было накоплено, затем от него освободились. Налицо "круг", т.е. закольцованность процесса, а как же быть с развитием? В чем оно, если всё как было, так и осталось? Итак, вопрос поставлен - давайте на него и ответим.
Вы сами заявили, что имеется определенная дуальность, существующая как параллельность целого и частного. Синергетика ищет решение поставленного вопроса в том, чтобы мощность целого была создана за счет усложнения (читай: усиления) его частей.
Я же убежден, что мощность целого может быть организована только за счет делегирования частных мощностей в общую копилку с тем, чтобы могла быть реализована идея "холистической парадигмы". Только так программа целостности способна воплотиться в жизнь как реальная и надежная сила.
Природа именно так решила вопрос организации ментального поля, где происходит осознание умом жизненных процессов участия. Мощные индивидуальности - это, конечно же, выглядит презентабельно, но неконструктивно. Еще Крылов говорил: "
...когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...".
Можно возразить: а чем плохо, когда все сильные? А тем и плохо, что жизнь начинает превращаться в "содружество" пауков, оказавшихся в закрытом пространстве. Это не значит, что надо быть всем слабыми - отнюдь. Я говорю о том, что, прежде всего, необходима гармония целого, которая достигается за счет делегирования в эту целостность энергии составляющих ее частей.
Да - это, безусловно, ослабляет каждую часть, но зато при этом усиливается целое своими составляющими. И целое усложняется посредством множественности упрощенного частного. Повторяю: именно этот принцип был положен природой во главу угла при создании как сознательного поля, так и организации процесса мышления.
Давайте посмотрим, как это выглядит. Рождается человек с относительно "чистым" ментальным полем. "Относительно" потому, что в нем все же имеются некоторые исходные позиции его сознательности.
Речь идет о том, что когда духовный луч насытил своей энергией мозг ребенка, то этим он позволил мозговым структурам высветить свои качественные характеристики, заложенные генотипом.
То есть возникло некое поле, насыщенное энергетикой духовного луча, но при этом оно обладало структурой, которая была организована мозговой тканью.
И в первую очередь в этом поле духа оказались проявлены так называемые характерные признаки или индивидуальные особенности. Они были локальны и выглядели как энергетические солитоны с персональными характеристиками своего спина.
Нахождение в таком структурированном поле для этих характерных образований оказало на них определенное воздействие. Так, солитон вынужден был измениться, потому что на него оказывало давление поле сознания посредством силовых линий. И в результате окружность солитона превратилась в шестиугольную ячейку.
Понятно, что с такой поверхностью ячейка не может вращаться. Вот почему произошло ее функциональное разделение. Вращение ушло в глубь пространства ячейки, а внешняя ее часть оказалась неподвижной.
Еще необходимо знать следующее. В результате такой реконструкции изменились и энергетические показатели. Так, если раньше солитон работал только на поглощение, то ячейка, имеющая дуальную конструкцию, так же начала двойной энергетический процесс (поглощение-выделение).
Ячейка начала "дышать", но это по-прежнему продолжало происходить с соблюдением своих врожденных, индивидуальных характеристик. Что же за энергию поглощала такая ячейка? Ее дуальность требовала разнообразия в энергетическом "меню".
Можно говорить о том, что необходимость в ассортименте исчерпывалась предоставлением энергетического питания: как в количественном варианте, так и в качественном.
Количественная составляющая удовлетворялась за счет энергии поля, а вот качественное насыщение происходило посредством того коммуникативного процесса, который человек начал осуществлять с момента своего рождения, т.е. жизни. И основными поставщиками такого "питания" стали органы чувств.
А что же выбрасывалось наружу? Мы говорили, что каждая ячейка обладала своей индивидуальной характеристикой. Поэтому одна и та же информация, введенная в каждую из отдельных ячеек, трансформировалась в соответствующие вибрации, которые при выбрасывании их наружу отражались в сознательном поле.
Таких ячеек было девять пар и все они создавали такую "рябь" в сознательном поле, которая на "полотне" духовной основы начинала образовывать сложные завихрения. Некоторые из них оказывались стабильными, другие быстро распадались, но при этом создавали новые. Так начинало свое существование поле осознания.
В результате такого энергетического обмена, когда причинно-следственные связи утвердились и, можно сказать, образовался банк статистических данных, произошла окончательная реконструкция каждой из ячеек. Сохраняя свои особенности, они, тем не менее, в некотором роде стали идентичными.
Вращающееся ядро (центр) приобрел функцию памяти. Внешняя, шестигранная оболочка (которая стала неподвижной, но именно через нее шла как информация, так и отклик на нее) начала выполнять обязанности ума, т.е. осознавателя. При этом вот что важно.
Контакт между неподвижным умом и мобильной памятью должна была осуществлять еще одна структура, для которой оба положения являются приемлемыми. Я говорю о так называемой "тени" ума. Это одновременно как "сон" ума, так и "бодрствование" памяти.
Далее. Пространство, в котором находятся исходные ячейки с характерными чертами, имеет духовную основу. И оно, представленное теперь в составе ментальной целостности, выражает себя как интеллект. Таким образом, ментальное поле состоит из интеллектуального (целостного) пространства и дискретных ячеек ума.
Но если это поле, то оно должно быть организованным вокруг центра - иначе такое образование не может быть стабильным и долгоживущим. Такой центр имеется и у нашего ментального поля, но он обладает одной особенностью, которая делает его уникальным образованием.
Речь идет о том, что наше ментальное поле не было организовано вокруг центра, а, скорее, центр был организован этим полем. В общем, центр ментального поля - виртуальный, существующий не сам по себе, а только как результат энергетической деятельности ментала.
Но пока он проявлен, на него возложена определенная функция, которую исполняет роль Эго рожденного человеческого существа. Таким образом, мы определились по значениям каждого из участников ментального процесса.
Ум - это осознаватель.
Память - хранитель опыта.
Тень - информационный мостик.
Интеллект - носитель эволюционного знания.
А его интуитивная производная позволяет осуществлять связи не только внутри ментального поля (между ячейками ума), создавая этим общую картину видения (субъективная реальность), но и устанавливать информационные отношения со всем миром (объективная реальность).
Виртуальный центр Эго, не обладая материальной составляющей, тем не менее, своим месторасположением создает иерархию отношений, о которых мы будем говорит далее.
Так, структурная упорядоченность позволяет ячейкам взаимодействовать между собой, чем утверждается жизненный процесс, который заключается в следующих действиях.
Прежде всего, каждая из исходных ячеек (а этот процесс начинается с момента рождения) принимается поглощать информационную энергию. Происходит это действие с "жадностью", т.к. зона памяти в ячейке, кроме характерных особенностей, более ничего не имеет.
Конечно, она реагирует откликом на информационное раздражение, но это всего лишь импульс удовольствия, призванный стимулировать приток энергии, нежели освобождение от ее излишков. Резонно предположить, что каждая из ячеек не только "полнеет" от такого "питания", но, что более важно, начинает постигать "вкус" этого процесса.
Можно сказать, что идет процесс накопления общего информационного материала и личного опыта, которые синтезируются в знания. Однако поле ментала, несмотря на увеличивающиеся размеры первичных ячеек ума, не расширяет своих границ, сохраняя их в исходных пределах.
Происходит это потому, что для усиления энергетического излучения, идущего от головного мозга, необходим приказ, который должно издать Эго. А оно, соблюдая свои принципы, не спешит расставаться с "бюрократическими" принципами ведения дел.
Только через принуждение оно может дать "указание" энергетическим структурам усилить напряжение в зоне ментала. А до тех пор, пока его нет, оно хранит верность традициям.
Итак, ячейки пухнут от своего многократно увеличившегося потенциала. И однажды, когда информационное насыщение достигает предела, стороны соседних ячеек приходят в соприкосновение.
И так как это не материальные образования, а информационные, то их контакт превращается во взаимное проникновение.
И вот что примечательно: это действие происходит только на "глубину" света, а иногда даже и тени ума, но их личная память никогда между собой не соприкасается.
Объясняется такая особенность тем, что память строго индивидуальна, т.к. возникла на основе личного опыта и в зоне особой черты характера. А любое смешение чревато утратой чистоты знания. Далее происходит следующее.
Рассмотрим этот сценарий взаимоотношений только между двумя субъектами ячеек ума, обладающими различными чертами характера. В месте взаимного проникновения возникла территория с двойным коэффициентом из-за наложения друг на друга зон ума.
Соответственно с этим на данной площади образовалась и двойная энергетика, которая и создала "аномальную" интенсивность умственного процесса.
В результате эта активность принудила материнские ячейки поделиться с вновь образованной зоной тем количеством имеющейся памяти, которое она смогла усвоить. Это мы говорим о качестве информации.
А количественный потенциал эта "молодая" ячейка начала черпать из интеллектуальной зоны, которая пронизывает своими "каналами", наподобие "доменных стен", всё ментальное поле. Так родилась новая ячейка ума с двойными психическими характеристиками.
Своим "телом" эта ячейка, как бы втискиваясь между материнскими, теснит их в разные от себя стороны, чем утверждается ее право на существование.
А "похудевшие" в результате утраты части энергетики памяти материнские ячейки послушно расступаются в стороны (тем более что эта новая ячейка есть собственное их производное).
Представьте теперь, что такой процесс происходит по всему ментальному полю. И так раз за разом.
Уже материнскими начинают быть не исходные, а вновь образованные (причем вступая в контакт не только с исходными, но и между собой, да и не по одному разу).
Легко предположить, что плотность ячеек ума в ментальном поле начинает не просто нарастать, но и становиться избыточной. Это значит, что скорость энергообмена начинает снижаться.
И для Эго такое положение дел становится нежелательным. Ведь теперь приходится содержать это поле на дотации, а для Эго такое положение недопустимо.
И оно отдает приказ головному мозгу усилить энергетику излучения в ментальное пространство. Приказ выполняется - благо, что для этого у растущего организма имеются соответствующие возможности.
В итоге границы ментала расширились... и знакомый нам процесс развития ума продолжился с прежней интенсивностью. Но, к сожалению, этот процесс не бесконечен.
Дело в том, что границы ментального поля точно соответствуют энергетическим возможностям организма и, в частности, головного мозга. Следовательно, однажды настанет такой момент, когда на требование Эго о новых энергетических эмиссиях в поле ментала материя ответит отказом.
Всё - предел возможностей для этого тела, в его потенциале, исчерпан. И в этом нет ничего страшного - просто способность к росту завершилась, и развитие ментала теперь должно перейти на иную фазу: от количества -> к качеству.
Но значит ли это, что процесс развития теперь пойдет по другому пути? Конечно же, нет, но он несколько модифицируется.
Это значит, что теперь ячейки ума хоть и будут продолжать свою "родовую" деятельность, но их умножение должно видоизмениться в том смысле, что теперь все ячейки, которые принимают участие в развитии ума, вынуждены несколько мельчать.
Теперь структура нашего ментального поля выглядит неоднородно. "Древние" ячейки - и особенно те, что расположены около центра Эго - более крупные, но зато и менее подвижные. А чем ближе к периферии, тем ячейки помельче, но зато намного мобильнее прежних.
И такой процесс измельчания будет происходить до тех пор, пока в зоне ментала не останется ни одного свободного "уголка". Однако, как мы уже говорили, стабилизация неизбежна. Это значит, что процесс развития однажды должен будет прекратиться.
При этом (из-за возникшей плотности, образованной мелкими ячейками на окраине ментала) интеллектуальная часть сознания оказывается "отрезанной" от внешнего информационного поля. И, испытывая недостаток в духовной составляющей, она начинает подпитываться ею через центр Эго.
Эго, становясь при этом ответственным звеном в цепи интеллектуальных коммуникаций, дополняет свой потенциал интуицией и превращается в "Личностное Я". С этого момента роль сознания в развитии ума практически исчерпывается.
Надо сказать, что Эго, также как и ячейки ума, имеет свою психическую характеристику. Но, в отличие от характерных черт, у которых эти характеристики двойные, у Эго она одинарная. И ею является внимание. Но раз мы говорим про Эго, то значит, его внимание эгоцентрично, то есть направленно внутрь самого себя.
Однако когда Эго превращается в "Личностное Я", то некоторая метаморфоза касается и его внимания, которое только теперь приобретает дуальность. Но не как противоположное качество, а как направленность.
Другими словами, теперь оно (внимание) устремлено не только на себя, но и наружу. Такая дуальность внимания позволяет "Личностному Я" оказываться на очень высоком уровне адаптации.
Итак, ментальные процессы постепенно замедляются, уступая свое ведущее "место" интеллектуальным погружениям. А ум, возвращаясь в ячейки своего прошлого, пересматривает некоторые позиции с тем, чтобы имевшие место в том опыте ошибки были реконструированы, хотя бы и в ментальном варианте.
Для времени это значения не имеет. Важно осознание. А затем, когда и этот процесс исчерпывается, то интеллектуальность (вместе с памятью ума) по духовному лучу возвращается к своему истоку - духовному телу.
Таким образом, я (на примере одной жизни сознания) показал Вам, что усложняются не части целого, а само целое за счет интеграции в нее энергии частей.
*
Теперь по Вашему второму вопросу.
Строить себя от другого - это реализация идеи о создании кумиров. Любая религия основывается на этом догмате: "человек - жалкое подобие Бога; Бог - это тот идеал, к которому надо стремиться посредством соблюдения созданных им заповедей".
В этом утверждении нет места личности, самости и т.д. Я могу понять, что пока нет внутренней силы, необходим религиозный "костыль". Да, на определенном этапе он, безусловно, помогает. Но это происходит только до определенного предела.
Затем он начинает мешать, препятствовать развитию. Можно было бы не препятствовать религиозным деятелям "пасти" своих "овец", но ведь их стремление властвовать не ограничено никакими рамками, в том числе и нравственными. Оказывается, им совсем не надо, чтобы человек ментально рос, ведь тогда он выйдет из-под их контроля, и власть (такая сладкая) закончится.
Поэтому мое мнение значительно отличается от того, которое выражаете Вы, хотя бы и с чужих слов. Я убежден, что человек должен ментально развиваться, потому что эту необходимость заложила в него природа. А как "выглядит" этот природный закон, мы уже обсуждали. Но далеко не все его соблюдают, хотя многие о нем и говорят.
Следите, есть ли в словах проповедника позывы к насилию. И если они звучат, то поверьте: ни о какой природе, ни о каком естестве речи быть не может.
P.S.: Прекрасными словами выразил эту идею В. Высоцкий в своей песне "Колея".
С уважением,
П. Веденин