До чего же прекрасны творения людей, которые были выполнены в состоянии свободного полета их мечты, фантазии, просто сознания. И все же как редки такие произведения, выходящие даже из-под одних и тех же рук. Видимо, "свободная муза" не является постоянной жительницей в их душах. Наверное, это правильно, ведь она и есть настоящее воплощение свободы.
Значит, чтобы ее присутствие всегда сопровождало творчество, надо не ловить эту птицу счастья (да и что это будет тогда за счастье, в силках?), а самому устремиться в полет. Только тогда она признает вас за равного и примет в свою стаю.
Законы, конвенции, правила и другие ограничения, регламентирующие отношения людей в обществе, видимо, неизбежны. Личная индивидуальность не терпит насилия со стороны подобных, справедливо считая это покушением на собственную безопасность. Поэтому логично предположить, что она предпримет ответные меры, а это уже конфронтация, если не война. Но, как известно, в войне нет победителей, побежденных же всегда двое. Поэтому законы играют необходимую посредническую роль в человеческих отношениях.
Однако возникает вот какая дилемма. Правила - это прежде всего ограничения: туда нельзя, это запрещено, то противозаконно, неправильно и т. д. Как же мы можем мечтать о свободе, когда сверху донизу опутаны цепями конвенций, зачастую желаемых? Эта дилемма не так уж и неразрешима, как кажется на первый взгляд.
В автодорожных правилах есть не только запрещающие знаки, но и так называемые дорожные указатели: выход там, поворот здесь, стоянка разрешена. Видимо, каждому из нас надо самому решать, с чем жить. Ведь если ваше сознание не ориентируется на запреты, то для вас лично их и не существует. Просто в нем есть чувство совести, которое улаживает отношения внутренней чести с внешними позициями. Это не вызывает противоречия и такое сознание находится в комфортном состоянии свободы.
Но тут же в памяти всплывают слова из песни В. Высоцкого, где он как раз и описывает сцену борьбы личности с нахождением в колее. И даже то, что "…условия в колее нормальные…", комфортные, все же не достаточно, чтобы чувство стремления к свободе было укрощено.
Значит, и это не было настоящей свободой. Но все же следует такое положение считать еще одним шагом к ней. В той же песне есть и такие строки: "…Это значит, что надо за мной... Колея эта только моя. Выбирайтесь своей колеей". Видите, в этой гениальной фразе отражена идея пути к свободе. Независимое сознание может быть организовано только индивидуальным выражением мысли.
Но тут мы вернулись к тому, с чего начали, то есть к возможности конфронтации этих самых свободных мыслей. Как же быть, жить нам, людям, так стремящимся к свободе, воле, счастью? Да и достижимы ли все эти состояния? Может быть, это просто мечты, плоды восторженного воображения, болезненные фантазии?
На эти вопросы, к сожалению, до сих пор нет обоснованных ответов, однако должен заметить следующее. Если в нашем сознании возникает какая-либо тема, то независимо от того, насколько она кажется несбыточной на сегодняшний день, тем не менее, сам факт ее возникновения говорит о том, что она реальна в принципе.
Просто мысли о вещах, которых быть не может, никогда не проявятся в наших мечтах. Мало того, если что-то и не проявляется, это вовсе не значит, что этого не может быть никогда. Видимо, Истина считает, что с нами на эту тему просто еще рано говорить, так как мы не способны не только осмыслить, но и просто это услышать.
Ведь Истина постоянно с нами говорит своим языком обо всем, но мы понимаем всего лишь малую толику. Еще меньше воспринимаем, да и то лишь в виде фантазий. А большая часть вообще остается за порогом нашей сознательности.
Всем этим я хотел обратить ваше внимание на следующее. Если в нас проявилась мечта, это значит только одно: реализация этой идеи уже близко, она не за горами.
В этой связи давайте вернемся к нашей теме о свободе. Мы только что доказали, что абсолютная независимость - это мечта. Но в то же время мы понимаем, что наличие мечты говорит о том, что эта идея не должна оставаться на уровне элементарных рассуждений о ней.
Очевидно, что нам следует искать пути (пусть этапные), но все же продвигающие нас в этом направлении. Поэтому школа "Встречного ветра" предлагает вам свой взгляд на эту проблему.
Человек - существо симбиотическое, состоящее из тела и души. Поэтому нам и следует изучать этот вопрос с позиций, которые занимают эти монадные половинки.
Тело, как мы знаем, инертно, а значит, и не способно к самостоятельным или произвольным движениям. Наверное, поэтому для него рамки правил просто жизненно необходимы.
Психическая организованность делает тело уже несколько управляемым. Поэтому оно может двигаться не только в одном, ограниченном, замкнутом пространстве, но и в других, посредством переходов, пользуясь указателями.
Первый вариант жизненности был менее свободен. Ведь его жизнь была замкнута в собственном теле и существовала только потому, что вокруг нее было изобилие питания. Второй, уже перемещаясь, позволял выбирать себе еду - это разве не свобода? Конечно, свобода, но в рамках правил, имеющих более вариативную конфигурацию.
Теперь проявившаяся осознанность на очередном эволюционном этапе требует для себя новый уровень свобод. Ум - эгоист, и хочет все делать сам. Это было бы прекрасно, если бы он знал, как и что следует делать. Но он просто хочет - и все! Требует, кричит и кусается, когда законы не позволяют достичь желаемого, утверждая, что налицо покушение на его свободу.
Отчасти это так, но лишь отчасти. Ведь мы уже говорили, что ребенку не разрешается играть с огнем не потому, что это просто запрет, а потому, что этот запрет существует для его собственной безопасности, а также, возможно, и безопасности общества.
Вот чего нам не хватает для подходящего уровня свободы - знания. Для того, чтобы искать это знание, нам, в первую очередь, предстоит разобраться сначала в том, что есть знание, а затем уже определиться с тем, где же его искать. Ибо то, что оно нам необходимо, уже является непреложной истиной.
Вернемся, в очередной раз, к началу нашей темы. "Свобода творчества"…. Свободное - значит, независимое. Творчество - значит, способность к выражению внутренних состояний. Давайте представим, что мы с вами зашли в школу искусств. Вот класс вокального мастерства.
С чего начинается обучение? Прежде всего - это постановка голоса. Хорошо, но что это значит - "постановка голоса"? Человек поет за счет владения голосовыми связками, а это не так просто и именно с этого начинается "раздувание" голоса. Но делать это надо по строгим правилам, где в основном используются слова: "нет", "нельзя", "категорически запрещено" и т. д.
Это, конечно, ограничение свободы, но необходимое. Нет другого пути для того, чтобы заставить (именно заставить) инертное тело подчиняться слабому по определению уму. Затем наступает фаза обучения не просто управлению голосом, но и направлению его по вариациям. Теперь в программе обучения все больше звучат слова: "делай так", "выше", "ниже", "свободнее", "отпусти звук" и т. д.
Видите: мы точно следуем этапам развития. Свободы стало больше. Но человек развивается, и ему хочется еще больше свобод…. А вот тут возникает именно та проблема, которая и является основной темой нашей публикации.
Правило жизни гласит: без закона нельзя, в материальном мире идея свободы - относительна. "Но что делать, как быть, если тот закон, по которому меня обучали, а потом развивали, уже мне тесен, я хочу на свободу, а нового, подходящего - нет?".
Надо сказать, что многие понимают эту проблему настоящего и честно пытаются создать что-то новое, прогрессивное в сфере законотворчества, но все их усилия тщетны. Все так называемое новое на поверку оказывается просто очередной модификацией старого. И это не может быть признано решением проблемы.
Ответ нам подсказывает сама жизнь. Я не зря, в статье
"Что такое магия", говорил о произведениях известных мастеров, которые и по сей день являются впечатляющими по своему влиянию, невзирая на древность. Они завораживают, увлекают, и в этом их магическая сила.
Так откуда же она взялась, эта сила воздействия? Хорошо, можно предположить, что эту силу каким-то образом источает сама картина. В психологии известны варианты, при которых человеческая психика определенным образом реагирует на некоторые закономерности в красках, оттенках, линиях, контурах, перспективах, звуках и многих других способах выражения.
Пусть это закон психологии, но каким же образом это магическое свойство было привнесено в данное произведение? В общем-то, и на этот вопрос мы сможем ответить. Скорее всего, художник находился в момент творчества не в обычном состоянии сознания, а в измененном. Точнее, в погруженности, где реальностью для него стала не окружающая его объективность, а субъективное видение, личная трактовка действительности. Вот оно-то и зарядило (скорее всего - непроизвольно) это произведение той силой, которую мы будем чувствовать всегда, невзирая на время.
К чему весь этот разговор. Ведь мы с вами прервались на законе, который жизненно необходим, но которого нет. Я не думаю, что его нет. Мало того, он есть и есть давно. Вернее сказать, он был всегда, но мы его хоть и чувствуем, но не понимаем, где искать. Вновь возвратимся немного назад.
Сначала нас учили управлять внутренней силой - это один уровень организации. Затем нас обучали, как направлять эту силу - и это был второй уровень законности. Но ведь и управлять, и направлять нас учили, как информационному насыщению чужими мыслями, соображениями.
Это знания прошлого, а нам нужно будущее. Выходит, требуются законы настоящего. Прошлое…. Сколь бы оно ни было значимым в свое время, по прошествии времен его практическая востребованность обязательно снижается. Нужно новое, свежее. Вот теперь у нас достаточно оснований для того, чтобы сделать вывод.
Закон творчества должен быть написан не кем-то со стороны, как это уже было, а создан каждым индивидуально, в собственном сознании. Это закон, который объединит в каждом личную честь и общественную совесть. Это будет закон воли, который является собственным произведением, и, тем не менее, отвечает новому уровню отношений, то есть соответствует моральности, где личные устремления не достигаются за счет общественных, а общественные не ущемляют права личности.
Когда мы говорили о школе искусств, то в нашей концепции выпускник школы, напичканный чужими законами, должен заняться тем, чтобы, используя знания, вложенные в него школой, создать собственное видение личного творчества. Иначе он рискует остаться просто ремесленником.
Очень печально видеть, как поют великолепные певцы, с сильными голосами, с прекрасно поставленным звучанием, но все однотипно, безлико, сродни всемирному братству семейства даунов. Вот они, пророческие слова В. Высоцкого: "…Выбирайтесь своей колеей…".
Конечно, колея, словно закон, должна быть обязательно, но пусть это будет вашим индивидуальным произведением искусства, вашей свободой творчества. Именно в этом может быть найден выход из того правового тупика, в котором оказалась наша жизнь.
Это не так просто, но ведь это уже и не безысходность. Школа "Встречного ветра" предлагает не только идею будущей конвенции, которая обозначена как "Параллельный пассеизм", но также и способ достижения этих новых положений, через которые может быть реализована наша идея.
П. Веденин, 01.10.2000